АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Правила (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», подпунктом 1) статьей 10 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» и определяют порядок направления граждан Республики Казахстан для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, а также порядок оказания государственных услуг.
академическая мобильность – перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр или учебный год в другую организацию высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных учебных программ в виде кредитов в своей ОВПО или для продолжения учебы в другой ОВПО
-
- ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖ В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
- Направление обучающихся на обучение за рубеж в рамках академической мобильности осуществляется за счет:
- – средств республиканского бюджета;
- – доходов, полученных ОВПО от реализации платных услуг;
- – грантов работодателей, социальных, академических и научных партнеров, международных и отечественных фондов и стипендий;
- – личных средств обучающихся.
-
- ОВПО самостоятельно определяют порядок отбора при направлении обучающихся за счет средств. Направление на обучение за рубеж в рамках академической мобильности за счет средств республиканского бюджета осуществляется уполномоченным органом в области образования и организациями образования.
-
- Для определения количества мест по ОВПО и отбора претендентов в каждом ОВПО, направляемых за счет средств республиканского бюджета, создаются Комиссии по определению количества мест по ОВПО и по отбору претендентов. Комиссия по определению количества мест по ОВПО, состоящая из руководителей структурных подразделений создается уполномоченным органом в области образования. Комиссия по отбору претендентов создается ОВПО с привлечением депутатов маслихатов и независимых экспертов из неправительственных организаций, а также общественных деятелей в составе не менее 15 человек. Председатель Комиссии по определению количества мест по ОВПО избирается из числа членов Комиссии большинством голосов от общего числа членов Комиссии путем открытого голосования. Все члены Комиссии по определению количества мест по ОВПО, включая Председателя, имеют равные голоса при принятии решения. Заседание Комиссии по определению количества мест по ОВПО считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины состава Комиссии. Работу Комиссии по определению количества мест по ОВПО организует подведомственное юридическое лицо уполномоченного органа в области образования, осуществляющее организацию работы Комиссии по определению количества мест по ОВПО (далее – Организатор).
-
- Председателем Комиссии по отбору претендентов является ректор ОВПО. Все члены Комиссии по отбору претендентов, включая Председателя, имеют равные голоса при принятии решения. Заседание Комиссии по отбору претендентов считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины состава Комиссии. ОВПО по запросу уполномоченного органа в области образования направляют Организатору предложения для направления на обучение за рубежом в рамках академической мобильности в разрезе стран и мест в соответствии с заключенными международными договорами о сотрудничестве. Организатор составляет общий список ОВПО, подавших заявки и предоставляет на рассмотрение Комиссии по определению количества мест по ОВПО. При наличии высвободившихся мест Комиссия по определению количества мест по ОВПО перераспределяет места между ОВПО, подавшими заявки. Организатор направляет в уполномоченный орган в области образования протокол заседания Комиссии по определению количества мест по ОВПО в произвольной форме. Уполномоченный орган в области образования издает приказ согласно протоколу Комиссии по определению количества мест по ОВПО.
-
- Уполномоченный орган в области образования и ОВПО объявляют конкурс на направление на обучение за рубеж в начале года. Подача документов претендентами осуществляется через портал электронного правительства и (или) через канцелярию ОВПО в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней со дня объявления конкурса. Претенденты для участия в конкурсе на обучение за рубежом в рамках академической мобильности за счет средств республиканского бюджета предоставляют документы, предусмотренные государственной услугой «Прием документов для участия в конкурсе на обучение за рубежом в рамках академической мобильности» (далее – Государственная услуга в рамках академической мобильности). Подача документов на участие в конкурсе в рамках академической мобильности за счет средств республиканского бюджета, указанных в приложении 10 настоящих Правил, осуществляется согласно международным договорам о сотрудничестве между казахстанскими ОВПО и зарубежными ОВПО-партнерами. Обучающийся принимает участие в конкурсе при наличии международных договоров о сотрудничестве между ОВПО. Отбор претендентов осуществляется Комиссией по отбору претендентов согласно Критериям отбора претендентов на обучение за рубежом в рамках международных договоров/соглашений и академической мобильности (далее – Критерии отбора претендентов).
-
- При отборе претендентов на обучение в рамках академической мобильности при равных баллах преимущество имеют (в следующей последовательности):
- – претенденты, имеющие высокий балл GPA (Grade Point Average – грейд пойнт аверейдж – средний балл диплома);
- – претенденты, имеющие высокий балл по иностранному языку;
- – сироты или студенты, оставшиеся без попечения родителей;
- – лица с инвалидностью с детства и дети с инвалидностью;
- – претенденты из многодетных семей.
-
- Ответственное подразделение ОВПО проверяет предоставленные документы на соответствие перечню и формирует список претендентов согласно критериям отбора претендентов для рассмотрения Комиссией по отбору претендентов. Комиссия по отбору претендентов рассматривает представленные документы претендентов и путем открытого голосования составляет основной и резервные списки обучающихся в рамках академической мобильности.
-
- В случае отказа претендента из основного списка от поездки на обучение его замещение осуществляется согласно очередности резервного списка. Заявление об отказе пишется в произвольной форме.
-
- Заседание Комиссии по отбору претендентов оформляется в виде протокола в произвольной форме. В ходе заседания Комиссии по отбору претендентов ведется аудио-, видеозапись в режиме онлайн-трансляции на официальных интернет-ресурсах ОВПО либо в социальных сетях. Протоколы, аудио- и видеозаписи заседаний Комиссии по отбору претендентов хранятся в архиве ОВПО не менее одного года с момента завершения конкурса.
ОВПО издает приказ о направлении на обучение за рубеж в рамках академической мобильности согласно спискам, представленным Комиссией по отбору претендентов.
Приказ о направлении на обучение за рубеж в рамках академической мобильности размещается на сайте ОВПО в течение 10 (десяти) рабочих дней после утверждения приказа. Сроки направления претендентов, прошедших конкурс на обучение в рамках академической мобильности, определяются в каждом случае отдельно в соответствии с началом академического периода в стране обучения.
ОВПО обеспечивают информационную и организационную поддержку отобранных претендентов, содействуют получению официального приглашения зарубежного ОВПО, издают приказ о направлении на обучение за рубежом, осуществляют их отправку, производят мониторинг их успеваемости и пребывания за рубежом, проводят анализ полученных учебных кредитов и их учет в учебном плане студента, а также несут ответственность за соответствие образовательных программ.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»
Государственная услуга «Прием документов для участия в конкурсе на обучение за рубежом в рамках академической мобильности» (далее – государственная услуга в рамках академической мобильности) оказывается ОВПО (далее – услугодатель).
Государственная услуга в рамках академической мобильности оказывается физическим лицам (далее – услугополучатель) бесплатно.
Услугополучатель для участия в конкурсе на обучение за рубежом в рамках академической мобильности, подает услугодателю через канцелярию услугодателя или портал заявление обучающегося с приложением документов, предусмотренных государственной услугой в рамках академической мобильности, согласно приложению 10 к настоящим Правилам.
При приеме документов через канцелярию услугодателя услугополучателю выдается расписка о приеме соответствующих документов.
В случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия работник канцелярии услугодателя отказывает в приеме заявления.
В случае обращения через портал услугополучателю в «личный кабинет» направляется статус о принятии запроса на государственную услугу в рамках академической мобильности, а также уведомление с указанием даты и времени получения результата государственной услуги в рамках академической мобильности.
Услугодатель отказывает в оказании государственной услуги в случае недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них.
В случае представления услугополучателем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия услугодатель отказывает услугополучателю в приеме заявления через портал.
Общий срок приема документов либо отказ в оказании государственной услуги в рамках академической мобильности составляет 1 (один) рабочий день.
Услугодатель осуществляет учет оказания государственной услуги в рамках академической мобильности в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации.
- Оказание государственной услуги в рамках академической мобильности осуществляются в течение 1 (одного) рабочего дня и состоит из следующих процедур:
- – прием и проверка полноты представленных услугополучателем документов, согласно перечню документов, указанных в государственной услуге в рамках академической мобильности – 15 минут;
- – проверка представленных услугополучателем документов на соответствие условиям и требованиям для участия в конкурсе – 30 минут;
- – выдача расписки о приеме документов к участию в конкурсе либо письменного отказа в оказании государственной услуги в рамках академической мобильности при недостоверности документов, представленных услугополучателем и (или) данных (сведений) – 7 (семь) рабочих часов 15 (пятнадцать) минут с момента сдачи пакета документов услугодателю.