После обретения независимости мы уделили особое внимание привлечению Кандасов в страну. В том числе были задействованы механизмы стимулирования молодежи-кандасов, выпускников школ к обучению в нашей стране. Это, несомненно, беспрецедентная инициатива, хотя значительного прогресса в ее реализации не наблюдается.
То есть количество этнических казахской молодежи, которые хотят учиться в нашей стране, предостаточно, но выделенные квоты не полностью освоены. Желающих много, а поступающих мало. По официальным статистическим данным можно заметить, что в течение следующих 4 лет доля Кандасов, ставших обладателями грантов, уменьшилась. Так, в 2019 году показатель освоения гранта составил 40,12%, а в 2022 году снизился на 17,72% и составил 22,4%.
Следовательно, в освоении выделенной квоты много проблем. Механизм не дает полноценных результатов. Что это за проблемы? Какие меры нужно предпринять?
Грантополучатели сокращаются
Сейчас в стране действуют четыре основные образовательные программы для этнических казахов, проживающих за рубежом. В частности, подготовительные курсы на базе вузов, 4-процентная квота, выделяемая государством для приема на обучение в бакалавриат. В частности, 4 процента всех грантов, выделенных на бакалавриат в стране, предусмотрены для Кандасов. Данная инициатива реализуется с 1994 года, сначала она составляла всего 2 процента, затем доля квоты удвоилась на Всемирном курултае казахов 2017 года.
По данным "Фонда Отaндaстaр", интерес к программам проявляют в основном соотечественники из Монголии, Китая, Узбекистана, Ирана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызской Республики и России. Среди них лидируют Монголия и Узбекистан. Это объясняется тем, что только в этих странах работают школы с казахским языком обучения. В аналитике общества отмечается, что количество желающих поступить из года в год увеличивается. Однако количество поступивших, наоборот, уменьшается. Так, Количество 4-процентных квот растет вместе с общим количеством грантов, за 4 года по сравнению с 2019 годом количество грантов увеличилось на 1 377, но количество выигравших гранты сокращается. Учитывая прошлогодний показатель, кандасам было выделено 2 920 мест, а в ЕНТ приняли участие 2 046 кандасов. Из них только 654 поступили в страну. Для сравнения, в 2019 году было рассмотрено 2 151 грант, в тестировании приняли участие 2 000 детей, 863 из которых стали обладателями грантов.
Тогда отсутствие существенных изменений в количестве абитуриентов, принявших участие в тестировании, может служить доказательством неизменности интереса и спроса. А снижение уровня сдачи тестов выявляет проблемы в вопросе освоения квоты, организации специальных механизмов.
Результат только на бумаге
Прежде всего, необходимо отметить, что абитуриенты сдают ЕНТ вместе со здешними выпускниками . Это значит, что выпускники, прошедшие 11 лет обучения в стране, прилагали огромные усилия, пытались соответствовать высоким требованиям. Да, есть подготовительное отделение для кандасов, но сравнивать информацию, полученную за 9 месяцев, и знания, усвоенные за 11 лет, не совсем справедливо. Доля поступающих, обучающихся на подготовительном отделении, составляет 30-40 процентов. Сам этот факт ставит под сомнение качество знаний в подготовительном отделении.
То есть, к приезду соотечественников на обучение в Казахстан не придается должного значения. Есть такие проблемы, как слабый маркетинг, бессистемность в сдаче ЕНТ, отсутствие базы данных в отношении студентов-кандасов, отсутствие исследований и социальной работы. В целом, эти проблемы были известны и ранее, в 2021 году они были подняты и в стенах Мажилиса. Заместитель Премьер-министра Ералы Тугжанов также ответил на вопросы депутатов. В ответе отмечается, что систематически проводится привлечение Кандасов к обучению, переводбт на результаты собеседования, поддержка по методическим материалам, обучение казахскому языку.
-С 2020 года представители диаспоры принимаются на подготовительные отделения без сдачи ЕНТ по результатам собеседования в соответствии с утвержденными правилами приема на подготовительные отделения вуза. В 2021 году по стипендиальной программе принято 132 кандаса, в том числе на бакалавриат – 100, магистратуру – 22, докторантуру – 10. также за 3 года в рамках академической мобильности принято 33 кандаса из Франции, Литвы, Российской Федерации, Кыргызской Республики,-говорится в ответе. Однако этот показатель не разочаровывает. Потому что по академической мобильности количество студентов, выезжающих из страны, наоборот, за рубеж, в разы превышает это.
- "Институт Абая" (www.abai.institute) разработан для обучения представителей диаспоры и продвижения казахского языка в Казахстане и за рубежом. За два года более 160 представителей семи государств прошли обучение в онлайн-режиме. В 2020 году» Фонд Отaндaстaр " организовал онлайн-обучение государственному языку представителей диаспоры в 30 странах мира. Обучение прошли 1 100 человек. На сегодняшний день на курсах обучаются 780 человек. Кроме того, на видеохостинг YouTube было загружено более 30 онлайн-уроков, организован speaking club, выдано 336 сертификатов. Это, безусловно, хорошее начало, хотя видно, что все еще нужно приложить немало усилий. В целом, отмечается, что работа в данных направлениях продолжается и находится на контроле Правительства. Однако в статистических данных положительного результата не наблюдается. Программа есть, бюджет утвержден, но все-таки недостатки в реализации тянут за рамки проекта. В этой связи мы старались быть всесторонне осведомленными о проблеме и знать пути ее решения.