В Бухарской области Узбекистана есть настоящий Qozoq-Oul (Казахский аул). Здесь проживают этнические казахи.
Корреспондент Tengrinews.kz съездила в узбекскую глубинку и поговорила с местными жителями о том, чем они занимаются, как воспитывают детей, строят быт и что знают о Казахстане.
Поиски героев мы начали с Бухары - одного из древнейших городов Азии, через который пролегал Великий шелковый путь (торговая дорога, связывающая Восток и Запад). Доказанный исследователями возраст Бухары превышает 2500 лет. В Средневековье город был крупным центром исламской теологии и культуры. Здесь сохранилось множество старинных медресе, мечетей и мавзолеев, возведенных с IX века.
Знакомимся с местным жителем и по совместительству гидом - Тимуром Султановым. Он рассказал, что казахских семей, проживающих в самой Бухаре, очень мало. Большая часть этнических казахов (представителей младшего жуза) проживает в Караулбазаре. Это город, который расположен в 65 километрах от Бухары. Еще несколько семей обосновались в ауле на окраине города вблизи мемориального комплекса Бахауддина Накшбанди. Туда мы сначала и отправились.
Мемориальный комплекс можно увидеть издалека. Он состоит из медресе, двух мечетей и минарета. Здесь традиционно собираются десятки туристов и стоят полицейские для безопасности. Накшбанди - персидский религиозный деятель, после смерти был признан святым и покровителем Бухары. Сегодня сюда совершают паломничество верующие.
В нескольких десятках метров от этого места расположено несколько сел. Местные люди живут за счет туризма. Они занимаются торговлей, гостиничным бизнесом, предлагают услуги гидов.
В одном из ближайших аулов проживает примерно 25 казахских семей. Их род деятельности не связан с туризмом. В основном здесь занимаются земледелием и держат скот. Мужчины работают на заводах, фабриках в городе, женщины ведут домашнее хозяйство, некоторые работают на хлопковых полях или во фруктовых садах.
Аул считается интернациональным. Помимо казахов, здесь также проживают узбеки, таджики и татары.
Идем знакомиться с сельчанами.
Нас тепло встречает Фароғат-апа. Вот, что она о себе рассказывает:
"Я родом из Навоийской области, где захоронен Айтеке би. Мои предки были оседлыми казахами, они жили в Навои. В той стороне до сих пор много казахских аулов".
Фароғат-апа работала в колхозе, собирала хлопок, занималась этим с семи лет. Бывало, в день могла собрать по 200 килограммов, а то и больше.
"Мой, тогда еще будущий, свекор часто приезжал в Навои по работе. Он ездил туда на верблюдах с караваном, возил товар. В 1976 году я вышла замуж и переехала сюда, в Бухарский регион, в качестве снохи".
Сейчас Фароғат-апа 70, она на пенсии, но продолжает заниматься домашними делами, печет лепешки. Говорит, что сидеть без дела не хочет и будет помогать детям и внукам, пока позволяет здоровье.
У нашей собеседницы двое сыновей (один токарь, другой электрик по профессии), четыре дочки (одна из которых живет в Казахстане) и 16 внуков.
"Многие местные казахи переехали в Казахстан. Но мы не будем переезжать, нам здесь нравится. Дети при работе, внуки учатся".
К нашему разговору присоединяется невестка Райхан. Сейчас она в декретном отпуске, до этого работала в службе скорой помощи. У нее пятеро детей. Одна из дочерей занимается художественной гимнастикой почти 10 лет, сейчас кандидат в мастера спорта.
"Тут живут очень честные и хорошие люди. Например, когда я заболела, тренер моей дочки организовала сбор денег, чтобы помочь в оплате тренировок. Хотя я особо в этом тогда не нуждалась, но другие родители собрали и помогли".
- Как проходит ваш день?
- Мы соблюдаем все казахские традиции. У нас снохи каждый день встают рано. В первую очередь делают келін сәлем (поклон) всем членам семьи: родителям, братьям и сестрам мужа, потом накрывают на стол. Они должны накормить всех. Дальше уборка, готовка, свободного времени нет. Сноха должна спать поближе к выходу, чтобы быстрее встать рано утром и идти на кухню.
Поклоны всем родственникам мужа мы делаем везде и всегда, даже на улице. По традиции мы не называем свекровь, свекра, сестру и брата мужа по имени, это в знак уважения. Когда сноха приходит в первый раз в дом, она дает братьям и сестрам мужа другие имена, ласкательные, и только так их называет.
Мы прощаемся с дружной семьей Фароғат-апа и направляемся дальше в сторону Караулбазарского района. Административный центр - город Караулбазар. Это еще примерно час езды на машине.
По словам Тимура Султанова, такое название город получил неспроста. Во времена правления династии Шейбанидов на холме здесь находилась сторожевая башня солдат бухарского эмира.
"Когда Бухара была столицей Бухарского ханства и караваны шли в этом направлении, их останавливала караульная вышка. Верблюжьи караваны с "нелицензированными" товарами не впускали в город. Чтобы этот товар не возвращать назад, возле вышки был создан базар". "Там же был создан водоем. В ту эпоху караваны шли от Караулбазара до Бухары примерно 12 часов. Они здесь останавливались и приводили себя в порядок возле сардобы (заглубленный в землю и накрытый каменным сводом бассейн — для сбора, хранения и употребления пресной питьевой воды). Казахи - кочевой народ, они оставались жить возле колодцев, поскольку вода - это жизнь. Так здесь образовался казахский аул", - рассказывает Тимур.
В Караулбазаре сегодня расположены промышленные, строительные и транспортные предприятия. Город известен месторождениями нефти и газа. Многие жители работают на нефтеперерабатывающем заводе.
Первый человек, который нам встречается, - это Базаркуль Ташаева. Она местная активистка, раньше работала учителем в местной школе, потом в нефтегазовой сфере, сейчас на пенсии.
"Мое имя дал мне отец, - начинает рассказывать о себе героиня. - Пока фельдшер пришла, он принял роды. Нас было двое у родителей - брат и я. А я была любимицей у отца".
Отец Базаркуль - фронтовик, родом из Жосалы (село в Кызылординской области). Мама из поселка Жалагаш (также Кызылординская область). А познакомились они в Узбекистане.
"Папа был очень спокойным, доброжелательным. Все его любили. Если какой-то ребенок его о чем-то просил, он все делал. Был образованным, хорошо читал и писал на арабском языке, пел, играл на домбре. Я до сих пор жалею, что, когда была в Казахстане, не купила ему домбру. Он очень хорошо выкладывал печи, особенно в бане.
Мама родилась в богатой семье, ее отец был волостным. Помню, как спрашивала у нее: ну и где твое богатство? А она говорила: лошади и бараны - вот мое богатство.
У нее очень хорошая казахская речь была. Мама знала много пословиц и поговорок. В детстве родители со мной разговаривали на казахском, поэтому разговорный язык я знаю. Также в семье мы соблюдали казахские традиции. Пекли баурсаки".
В Караулбазар родители Базаркуль Ахмедовны перебрались в 1930-е годы.
"Тогда здесь выжить было легче, все росло - арбуз с хлебом поешь, виноград. Они сюда чуть ли не пешком пришли. Были в Ашхабаде, Красноводске (сейчас Туркменбаши), Янгиюле, а остались здесь. Возможно, потому что дома в Караулбазаре в те годы были свободны, живи - не хочу. Народу было мало. Это уже потом, когда нефтяники и геологи приехали, "цивилизация наступила".
Сейчас мне 77. Я сама себя называю аборигеном Караулбазара. Человека, который тут родился и старше меня, здесь нет", - отмечает героиня.
Наша собеседница окончила Институт русского языка и литературы в Ташкенте. После окончания вернулась на малую родину и устроилась в местную школу учителем.
"Я была очень строгая. Но зато дети такие сочинения-шедевры писали. Я уже в 7-м классе преподавала университетскую литературу. Там мы проходили и казахских писателей. Сейчас мои ученики - уже бабушки, дедушки. Они разбросаны по всему миру - живут в России, Германии, Израиле, Казахстане. Когда они сюда приезжают, мы все собираемся.
В душе я педагог. Все дети ко мне тянутся, как будто у меня на лбу написано, что я учитель. Работа с детьми — это благодатный край, но нужно крепкое здоровье".
- По вашим наблюдениям, отличаетесь ли вы чем-то от казахов, проживающих в других частях Узбекистана?
- Думаю, да. Все-таки территория накладывает свой отпечаток. Внешне отличаемся, и говор у нас другой. Еще в Бухарской области мы торгуемся. А когда я была в Чирчике (Ташкентская область) и начала так же торговаться, мне сразу сказали: зачем торгуешься?
- А в каких городах Казахстана были?
- В Актобе, Алматы, Шымкенте. В Шымкент, к слову, очень много переехало казахов из Караулбазара. Он разросся, стал красивым. Также была в Астане, когда она еще была Целиноградом — запущенным городком, и там не было этих многоэтажек. Ветер, пыль, степь. Но уже цивилизация потихоньку шла.
- А какой ваш район?
- Мы живем дружно, ходим в гости друг к другу. Люди тут добрые, отзывчивые. Если у кого-то какое-то горе, все идем помогать. Так положено, это как закон. Например, у одного жителя жена умерла и трое детей осталось. Я обратилась в хокимият (акимат). Там ему и барана дали, и мешок риса, и мешок муки, то есть со стороны администрации идет помощь. И вообще у нас стабильно.
Сейчас здесь где-то 22 тысячи человек проживает, а неофициально все 50 тысяч. Из этой цифры, наверное, процентов 10 - казахи. В основном люди уже не хотят уезжать, привыкли.
В Караулбазаре особая аура. Все, кто здесь когда-то жил, всегда с теплом вспоминают о нем и скучают. Сюда приезжало много высококвалифицированных специалистов в сфере нефтегазовой промышленности со всех концов нашей большой, когда-то общей родины.
Хочется, чтоб мы всегда жили мирно, дружно и не теряли главных человеческих качеств. Я бывала во многих местах, там, где было и красиво, и уютно, и друзья, но меня всегда тянуло в мой маленький Караулбазар.
Продолжение следует...
Текст и фото: Анастасия Солнцева
Источник: tengrinews.kz