- Программа по привлечению студентов-кандасов в страну для получения образования существует с 1994 года. Выделены специальные государственные места, но у них нет четко определенного количества. Однако, на курултае в 2017 году наши соотечественники из-за рубежа высказали предложение, и помимо квоты в рамках специального государственного гранта была выделена 4-процентная квота. К примеру, в этом году выделено 88 204 государственных гранта, из них 4 процента, то есть 3 528 выдаются кандасам за рубежом. Для тех, кто собирается поступить в колледж, также предусмотрена 4-процентная квота, но точное количество неизвестно. Оказывается, что каждый год количество квот распределяется по-разному. Например, в 2020 году выделено 539, в 2021 году-156.
Но вопрос здесь в том, какой процент этой квоты осваиваем мы? Из выделенной квоты также будет освоено четыре процента, порядка двух тысяч. Показатель в этом году пока неизвестен, так как ЕНТ будет проходить только в скором времени. Всего в прошлом году было выделено 73 тысячи грантов. Из них 4 процента – 2 920 выдано кандасам, а количество участников теста – 2 046. Из них обладателей грантов всего 654. То есть мы осваиваем только 22,4% выделенного гранта.
Теперь, что касается причин этого, основная причина только одна. Кандасы не знакомы с нашей учебной программой, часто не могут пройти по Истории Казахстана. Потому что тест по истории Казахстана разрабатывается на основе программы, по которой выпускники обучались не менее 5-6 лет. За рубежом этот предмет вообще не преподается. Во-вторых, сроки подготовки к тестированию также очень короткие. Да, есть годовая подготовка фонда. Но здесь тоже много непонятного. Например, если государство выделит 2 920 грантов, мы выделим на Foundation только 1 300 мест. То есть только 1 300 человек могут прийти и пройти специальную подготовку. Но на самой программе foundation обучалось только 873 кандаса. 68 процентов из них получили гранты. Но все же, 33 процента провалились.
В первую очередь, почему не смогли пройти тестирование, сколько из них прошли обучение в foundation, сколько нет-необходимо провести глубокое исследование. Но основная проблема понятна. Все это приводит к неосвоению средств, выделенных под 4-процентную квоту. Поэтому, чтобы тщательно подготовиться, нам нужно либо продлить время foundation, либо рассмотреть другой способ. Ведь только 67 процентов выделяемого государством бюджета освоено.
Кроме емтихан мы предлагаем рассмотреть и другие виды экзаменов. В целом, в мировой практике существует практика поступления в одну страну без экзаменов. Ни один экзамен не сдает, только должен знать язык, со своим аттес-татом. У нас также есть зарубежные стипендиальные программы, на стипендиальную программу ежегодно отводится около 550 мест. Здесь неважно, кандас он или нет, в целом он рассматривается как иностранец. В рамках данной программы будет выделено 490 мест для бакалавриата, 50 – для магистратуры, 10 – для докторантуры. Вам не нужно сдавать экзамен по этой программе. Там не спрашивают ни одной истории Казахстана. Поэтому мы предлагаем разработать такую специальную стипендиальную программу для зарубежных соотечественников. То есть, нужно оценивать знания соотечественников через собеседование, через аттестат в школе, привлекать больше молодежи. Но когда они приедут, обязательно нужно пройти годичный подготовительный курс, овладеть языком и изучить историю Казахстана.
Или у нас была программа под названием» Серпін", в рамках которой можно было принимать кандидатов, поступающих в северные регионы, без ЕНТ. Тогда мы сможем привлечь больше молодых людей на север. Кроме того, в рамках программы академической мобильности можно привлечь в страну наших соотечественников, обучающихся за рубежом. Также большим подспорьем было бы предоставление бесплатного социального пакета, медицинского страхования, общежития тем, кто приехал учиться.
В принципе, пути решения проблемы очень много. Каким бы способом мы ни освоили выделенную квоту, мы должны ее освоить. Неправильно, чтобы проблема продолжалась так каждый год. Что это показывает? У нас нет единой системной работы по привлечению в страну молодежи-кандасов. Значит, Проблема есть, но по путям решения проблемы реально не работает. Есть те, кто хочет учиться. Например, когда мы ездили в Узбекистан, мы проводили опрос. По крайней мере четверо из десяти опрошенных студентов хотят учиться в Казахстане. В Узбекистане с 370 казахскими школами ежегодно выпускают 10 тысяч выпускников. Из 10 тысяч выпускников не менее 50 процентов приходят и учатся, а 5 тысяч лет. В Монголии 43 казахских школы, из которых ежегодно вылетают 2 тысячи выпускников. В прошлый раз многие из ребят, пришедших в лагерь, говорили, что хотят получить высшее образование из Казахстана.
Один из способов привлечь наших соотечественников за рубежом – это повышение профессиональной квалификации педагогов, учителей на местах для повышения уровня образования в школах. К примеру, в школах Узбекистана нет учителей, которые бы преподавали такие предметы, как физика, математика. Или у учителей не высокий профессиональный уровень. В ТЦ можно проводить специальные семинары, готовить таким образом к тестированию, ориентироваться на наличие следующих книг. Теперь я думаю, что это не более чем один мир. Также предлагаем создать ассоциацию казахских педагогов за рубежом. Необходимо организовать образовательные выставки за рубежом.
Необходимо рассмотреть различные способы вовлечения наших соотечественников за рубежом в обучение в Казахстане и системно решить проблему. Нельзя сидеть сложа руки, думая, что кандасы придут сами.
Теперь может возникнуть один вопрос. Что это дает нам? Это, во-первых, означает увеличение доли иностранцев в наших университетах. Во-вторых, поступившие дети будут больше говорить о Казахстане при посещении стран. И тогда не следует забывать, что даже если гранты детей оплачиваются государством, то и другие их расходы оплачиваются из собственных карманов, но при этом не менее 30-40 процентов того, что оплачивает государство из своего семейного бюджета. Тогда есть и гуманитарный эффект, который положительно влияет на туризм. В целом, самая основная цель-привлечь больше молодежи. Если молодежь приедет и обучится, то в будущем у них будет высокий потенциал остаться в Казахстане. Вероятность адаптации также увеличивается, и я думаю, что это тоже то, что вам нужно сделать специально для одного исследования. Например, какой процент прибывших сюда соотечественников планирует остаться в Казахстане? И соответственно, должны ли разрабатываться специальные программы для обучающейся молодежи-кандасов? Если здесь останется не менее пятидесяти процентов молодежи-кандасов, то это уже большой показатель.