ДАННЫЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА 2020 ГОД

30 Декабря, 2021

 

В 2020 году проведены аналитические исследования по поддержке казахов, проживающих за рубежом, репатриации и международного опыта взаимодействия с соотечественниками за рубежом по двум мероприятиям:

Мероприятие I. Организация работы по проведению сводно-аналитических исследований по вопросам социально-экономического положения казахов за рубежом и нормативно-правового состояния репатриации.

Изученные страны: Азербайджан, Армения, Израиль, Китай, Монголия, Польша, Россия, Узбекистан.

На основании полученных результатов проделанной работы, целью которой была организация работы по проведению сводно-аналитических исследований по вопросам социально-экономического положения казахов за рубежом и нормативно-правового состояния репатриации, можно сделать следующее заключение.

В ходе проведенного исследования по задаче 1 (Изучить социальную структуру, состояние обеспеченности работой и возможностей для занятия предпринимательством казахов за рубежом) установлено, что существенная часть этнических казахов в России, Монголии, Китае и Узбекистане проживают в сельской местности или в небольших городах. В целом, этнические казахи за рубежом представлены во всех сферах деятельности: образование, медицина, экономика, культура, промышленный сектор, государственное управление, малый и средний бизнес.

Несмотря на значимость родного языка (казахского) в сохранении своей национальной (этнической) самоидентификации, степень его использования в этих странах отличается. Если уровень использования казахского языка в России с годами снижается, то уровень владения казахским языком в Китае, Монголии и Узбекистане все еще высок и превышает 80%.

Анализ уровня жизни в исследуемых странах показал, что уровень экономического развития стран проживания этнических казахов оказывает существенное влияние на стремление соотечественников вернуться на историческую родину. В частности, было установлено, что высокие, по сравнению с существующими в Республике Казахстан, социальные льготы и преференции являются значительным стимулом проживания казахов за рубежом.

По задаче 2 (Изучить основные социальные проблемы и определить уровень социальной адаптации казахов за рубежом) выявлены основные социальные проблемы этнических казахов за рубежом и определен уровень их социальной адаптации в странах их проживания.

Среди общих ключевых социальных проблем можно отметить вопросы, связанные с национальной самоидентификацией, качеством жизни, доступностью образования.

По задаче 3 (Изучить нормативно-правовую базу РК по вопросам репатриации и выработать предложения по их совершенствованию) изучена нормативно-правовая база РК по вопросам репатриации и на основе этого подготовлены предложения по совершенствованию миграционного законодательства РК.

В рамках проведенного аналитического исследования по задаче 4 (Обоснование стимулирующих мер поддержки по материальному и социальному обеспечению репатриантов) были обоснованы стимулирующие меры поддержки по материальному и социальному обеспечению репатриантов. Так, было установлено, что основными стимулами этнической репатриации являются жилье, работа, земельные участки для сельскохозяйственных нужд, компенсационные расходы на переезд, провоз багажа и оформления документов, а также выплаты единовременного пособия на семью.

Все потенциальные расходы рассчитаны и обоснованы по трем опциям, с учетом курса валют в исследуемых странах. Кроме этого, в целях формирования обоснования к рассчитанным мерам, был рассчитан потенциальных экономический эффект от притока 100 000 трудоспособных репатриантов и экономические потери от оттока аналогичного количества граждан РК.

По задаче 5 (Разработка комплекса мер социально-экономической поддержки репатриантов:  выработка предложений по экономическим мерам стимулирования этнической миграции в РК и по их эффективной интеграции в казахстанский рынок труда, занятию предпринимательством в различных сферах экономики страны (в том числе и в сельскохозяйственном производстве) разработан комплекс мер социально-экономической поддержки репатриантов: подготовлены предложения по экономическим мерам стимулирования этнической миграции в РК и по их эффективной интеграции в казахстанский рынок труда, занятию предпринимательством в различных сферах экономики страны (в том числе и в сельскохозяйственном производстве).

В рамках данной задачи подготовлены 3 опции итоговых потенциальных мер стимулирования этнических репатриантов, а также рассмотрены возможности оформления льгот для репатриантов после получения ими гражданства Республики Казахстан.

Также была проведена оценка социального и экономического эффекта от притока репатриантов в Республику Казахстан.

По задаче 6 (Изучение и анализ мнений лидеров репатрианского сообщества) изучен и проведен анализ мнений лидеров репатриантского сообщества. По итогам которого были сформированы отдельные списки лидеров мнений репатриантов в разрезе регионов Казахстана.

По итогам проведенного исследования подготовлены следующие документы:

  • предложены рекомендации и предложения по дополнению действующих государственных программ занятости «Енбек», развития регионов Республики Казахстан, в том числе, «Ауыл – Ел бесігі», развития агропромышленного комплекса, «Дорожная карта бизнеса».
  • подготовлены рекомендации акимам;
  • обоснованы компенсационные расходы на оформление документов, на переезд и провоз багажа, на покупку жилья;
  • рассчитаны ориентировочные затраты на реализацию Закона о репатриации.

Мероприятие II. Организация работы по изучению международного опыта государственной поддержки возвращения соотечественников на родину.

Изученные страны: Армения, Грузия, Азербайджан, Италия, Румыния, Мексика, Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Китай, Индия, Украина.

На основании полученных результатов проделанной работы, целью которой было изучение международного опыта различных видов и форм поддержки диаспор в странах проживания, практики содействия возвращению, переселению (репатриации) на историческую Родину соотечественников, проживающих за рубежом на основе государственных и иных программ, оказанию мер адаптационной помощи, а также законодательства по вопросам диаспоральной политики в исследуемых странах, можно сделать следующее заключение.

В ходе проведенного исследования по задаче 1 (Изучение правовой базы исследуемых стран по стимулированию возвращения и расселению соотечественников, проживающих за рубежом) было установлено, что в вопросах поддержки зарубежных соотечественников Армения и Азербайджан, во-первых, разработали комплексный подход в регулировании данного вопроса, а во-вторых, в случае с Азербайджаном, государственная политика поддержки азербайджанцев, проживающих за рубежом, начала формироваться с начала 90-ых годов прошлого века.

В правовой базе исследуемых стран имеются определенные особенности, которые можно учесть при разработке аналогичного акта Республики Казахстан в сфере государственной поддержки соотечественников за рубежом. Так, например, для Республики Казахстан при законодательном закреплении термина «соотечественник за рубежом» положительным станет опыт Азербайджана в определении понятия «азербайджанцы, проживающие за рубежом».

В качестве ключевого решения вопроса формирования собственной государственной политики в отношении зарубежных соотечественников предлагается включить в Конституцию РК (по аналогии с Конституцией Азербайджана) норму, закрепляющую поддержку Республикой Казахстан своих соотечественников, проживающих за рубежом, как одну из обязательств государства.

Также необходимо разработать информационную веб-систему (по аналогии с Арменией), цель которой будет предоставление полезной информации о процессах возвращения на Родину, реинтеграции и реализуемых в этом направлении программах, и т.д.

Рекомендуется также обратить внимание на опыт Армении, Грузии, Азербайджана, Италии и Румынии в вопросах государственной поддержки соотечественников за рубежом, перенять положительные аспекты.

По Задаче 2 (Изучение государственных мер по созданию материальных и других социальных условий, прибывшим на историческую Родину) выявлено, что государственная поддержка Армении соотечественников за рубежом демонстрируется во всем, начиная с принятого еще в 2007 году специального законодательного акта и деятельности отдельного специально созданного Министерства диаспоры РА, которое последовательно осуществляет все аспекты диаспоральной политики государства.

Основные принципы и установки, на которых базируется работа Министерства диаспоры РА следующие: 1) Армения - родина всех армян, независимо от места жительства; 2) армянами признаются те, кто ощущает себя таковыми; 3) армяне диаспоры могут и должны заниматься в Армении бизнесом и получать заслуженную прибыль; 4) каждый армянин должен быть максимально интегрирован в общество страны проживания, сохраняя свою этническую особенность и приверженность национальным ценностям; 5) законодательство Армении должно быть изменено таким образом, чтобы права армян диаспоры в Армении по возможности расширились; 6) Министерство диаспоры РА – это государственный инструмент с соответствующими полномочиями; 7) формула работы с диаспорой - «узнавать, доверять, сотрудничать». Эти принципы могут быть примером для казахстанского законодателя!

Что касается опыта Азербайджана, то несмотря на то, что азербайджанское законодательство не направлено на определение конкретных государственных мер по созданию материальных и других социальных условий, прибывшим на историческую родину, в Азербайджане четко выстроена государственная политика, заключающаяся в развитии связей азербайджанцев мира с их исторической родиной, сохранении национальной самобытности соотечественников, обогащении за счет потенциала диаспоры в более доверительной форме национальных интересов, расширении междиаспорских связей, защите их культурных и политических прав.

В связи с чем, рекомендуется обратить внимание на опыт Азербайджана в вопросах государственной поддержки соотечественников за рубежом, перенять положительные аспекты в части экономической политики.

Положительный опыт Мексики заключается в том, что государство комплексно подходит как к поддержке мексиканской диаспоры за рубежом, так и репатриации на родину.

По Задаче 3 (Изучение страновой практики различных, в т.ч. культурно-гуманитарных, языковых, деловых и других видов и форм поддержки соотечественников, проживающих за рубежом) установлено, что законодательные меры по государственной поддержке соотечественников за рубежом целесообразно начинать с Конституции Республики Казахстан, так как исследование аналогичных основных законов Армении и Грузии показало, что государственная поддержка соотечественников за рубежом заложена, в первую очередь, в конституционных актах стран. Затем нормы конституции получают дальнейшую конкретизацию в специальных законах, направленных на государственную поддержку соотечественников за рубежом.

Из сравнения только двух правовых актов Армении и Казахстана – Конституции и Закона о гражданстве – видно, насколько консервативны казахстанские акты.

Помимо законодательной поддержки соотечественников за рубежом, активно ведется работа сайтов (web-система «Тундардз», Информационный Центр «Еркрамас» и др.), общественных организаций (напр., «Фонд содействия репатриации в Армению «Репат Армения»), которые не просто занимаются вопросами поддержки репатриантов, но и ведут пропаганду идей сохранения и развития национального языка и культуры среди молодежи и школьников (встречи с известными общественными и государственными деятелями, поездки с целью знакомства с исторической родиной, спортивные и военно-патриотические игры в рамках программы «МАРАР» и др.).

По итогам проведенного исследования разработаны рекомендации (по задаче 4 Разработка предложений по совершенствованию законодательства РК в сфере поддержки казахов за рубежом и репатриации) по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере поддержки казахов за рубежом и репатриации (перечень содержательно-конструктивных предложений/рекомендаций).

Подготовлены и доработаны:

  • проект Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке соотечественников за рубежом»;
  • - проект Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке соотечественников за рубежом»;
  • - проекты сопутствующих Законов РК «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной поддержки соотечественников за рубежом», Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан»;
  • - сравнительные таблицы к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной поддержки соотечественников за рубежом».

В результате проведенных исследований в 2020 году подготовлено более 160 содержательно-конструктивных предложений и рекомендаций.

ДАННЫЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА 2020 ГОД