Я прилетел из Нью-Йорка в Астану, чтобы научиться играть на домбре – Жеф Герш

01 Января, 1970

В социальных сетях достаточно людей, которые пишут добрые пожелания и благодарят жителя Нью-Йорка Джефа Герша, мастерски исполнившего кюи «Ерке сылкым» и «Балбырауын». Многие хотят узнать, как профессиональный гитарист и композитор, выступавший в различных группах Америки, увлекся игрой на домбре. Сначала он учился игре на домбре через YouTube, затем через Zoom. В прошлом году он специально прилетел в Астану и в течение полутора недель брал постоянные уроки у преподавателя Академии домбры Айгерим Мырзахмет. Мы поговорили с Джефом, который в будущем хочет выступать на сцене Казахстана.

домбре есть магия, которую я не знаю"

-Увидев на официальной странице Академии домбры как Вы исполняете кюй «Ерке сылкым», трудно поверить, что всего два года назад Вы впервые взяли в руки домбру.

- Я бы хотел услышать звук такого замечательного инструмента, как домбра, не 2 года назад, а 20 лет назад.

- Многие люди, посмотревшие это видео, утверждают, что у Вас есть музыкальное образование. Вы профессиональный музыкант?

- Да. Я родился в Нью-Йорке. Я прожил в этом городе всю свою жизнь. Я занимаюсь музыкой с 6 лет. Инструментом, к которому я впервые прикоснулся, было фортепиано. Потом, когда мне исполнилось 11, я увлекся гитарой. Тогда я понял, что мое будущее связано с музыкой. Итак, в детстве, потом в школе, а потом в институте я очень интересовался музыкой. Я выступал в разных группах. Когда я учился в колледже, я заинтересовался музыкой других культур. Став гитаристом, я очень заинтересовался струнными инструментами. Особенно меня интересовали национальные инструменты, такие как японский сямисэн и африканская кора. Тогда я еще не знал о домбре. Возможно, я где-то слышал ее звучание, но не знал о ней как об отдельном инструменте. В то время, то есть в 1999-2000 годах, все мои мысли были о сямисэне. Повзрослев, я играл музыку разных стилей и писал музыку для фильмов. Я часто сопровождаю беззвучные фильмы музыкой. Семь лет назад, во время «поиска» на YouTube, мне попалось необычное видео. Знаете, когда заходишь на YouTube в поисках чего-то, то одно за другим появляются разные видео, и в итоге ты интересуешься чем-то другим. На видео, которое я видел, четыре музыканта выступали в большом концертном зале, сидя на стульях. Следом за ним сидели участники оркестра.

- Да, это конкурс, который собрал более миллиона просмотров.

— Да, каждый из них играл на домбре свою часть кюя, а в конце все объединялись и играли вместе с оркестром. Когда я увидел это видео, я был поражен. Потому что я никогда в жизни не слышал ничего подобного. Когда я впервые его прослушал, то был очень удивлён тем, что такой раскатистый и мощный звук исходит из инструмента, имеющего всего две струны. Будучи музыкантом, изучающим струнные инструменты, я удивился, почему я никогда раньше не слышал звука домбры. Помню, я говорил: «Мне нужно научиться играть на этом инструменте. Мне немедленно надо найти этот инструмент». Для меня это был вызов. Мне было очень интересно. Я был знаком с женщиной по имени Нуршат, которая живет в Нью-Йорке. Я сказал ей, что меня заинтересовал новый инструмент - домбра. Однажды она сказала мне, что собирается навестить своих родственников в Казахстане. Я попросил ее привезти мне домбыру, если ее не затруднит. Не раздумывая, она привезла мне домбру из Казахстана. Тогда я начал искать на YouTube обучающие видео, как правильно играть на домбре. Потом я нашел кюй «Нар агашы». Я выучил его самостоятельно за несколько дней. «Что будет дальше?», - думал я. Потому что в Интернете почти нет обучающих видео как исполнять кюй. Далее я отложил домбру и долго его не прикосался к ней. При этом я время от времени проверял YouTube, чтобы узнать, не загрузил ли кто-нибудь обучающее видео. Не найдя ничего, в 2020 году я подписался на Инстаграм- страницы нескольких домбристов и следил за ними со стороны. Этот поступок вдохновил меня серьезно научиться играть на домбре. Потому что, когда я смотрел видео, которые они загружали на свою страничку, я заново переживал эмоции, которые испытал, услышав звук домбры впервые. В тот момент я подумал, что, если я свяжусь с одним из этих домбристов, они смогут обучать меня онлайн. Однако у меня не хватило смелости написать им. Тем временем на мою страницу подписалась музыкант по имени Айгерим, которая преподает игру на домбре в Казахстане. Мы начали переписываться. Она спросила меня о моем интересе к казахской музыке. Возникла удивительная ситуация, потому что как раз в то время я хотел научиться играть на домбре любой ценой, искал людей, у кого я мог бы брать уроки. Я не знаю, как Айгерим это почувствовала.

- Назовите это совпадением.

- Да,  именно это я сказал Айгерим . Она была поражена. Итак, в марте 2020 года я начал брать уроки у преподавателя Айгерим через Zoom. В течение двух лет я занимался с ней каждую неделю. Затем в октябре прошлого года я взял домбру и уехал в Казахстан более чем на две недели. Моя главная цель – научиться играть на домбре лицом к лицу с учителем. В первую неделю я посетил достопримечательности Алматы. Потом я, естественно, сходил на несколько концертов. До сих пор не могу забыть впечатления от первого концерта, на котором я побывал в Алматы, - концерта Турсынай Алибеккызы, которая демонстрировала инструмент жетиген. Помимо игры на жетиген, она виртуозно играет на домбре. Во время концерта на сцену вышли шесть домбристов и встали на одно колено по обе стороны от Турсынай. Затем все семеро исполнили одновременно несколько кюев. Это был самый эмоциональный момент, который тронул мое сердце! Потому что я впервые услышал, как на домбре играют профессиональные музыканты. Слёзы навернулись на глаза, когда я услышал их выступление. Я не могу описать это словами, но в домбре есть магия, которой я не знаю. Понимаете, этот инструмент не имеет ко мне никакого отношения. Я американец, к казахской культуре не имею никакого отношения. Однако каждый раз, когда я слышу звук домбры, я чувствую, что есть что-то, что пленяет и влечет меня к этому инструменту. Не только звук домбры, но и традиционная казахская музыка в целом не оставляет меня равнодушным. Я услышал много музыки, вдохновился и влюбился. Я был очень поражен! После этого концерта интерес к обучению игре на домбре возрос еще больше. Было особое желание ускорить очные занятия. Я посетил музей музыкальных инструментов в Алматы. Пока я был там, я услышал, что на следующий день будет концерт. Я спешил на этот концерт. Наряду с домбристами там выступали и кобызисты. Стоя там, я разговаривал с женщиной. Она спросила меня, почему я приехал в Казахстан. Я рассказал ей свою ситуацию и все объяснил. После концерта она познакомила меня с авторитетными людьми в традиционной музыке. Потом она подошла к одному из этих музыкантов и спросила, на какое мероприятие я могу пойти в Астане (смеется).

На следующий день она пригласила меня посмотреть ТВ шоу, которое она снимала в том же музее. Там домбристы дали интервью, а затем продемонстрировали свое мастерство. Я посетил это шоу и испытал незабываемые впечатления. Я познакомился с домбристом по имени Шамиль Абильтаев и подружился с ним. Более того, в конце вечера меня попросили сыграть на домбре и сняли в этом шоу (смеется). Там я встретил много душевных и поддерживающих людей. Все это превзошло мои ожидания. Потом я уехал в Астану и пробыл там полторы недели. Однако мне не удалось побыть в качестве туриста. Потому что я приехал с другой части света только для того, чтобы брать уроки; каждый день я интенсивно занимался с преподавателем Айгерим. Наконец-то, я дошёл до того дня, когда я смог одновременно играть со вторым домбристом (смеётся). Дело в том, что вы не сможете играть одновременно с учителем, когда проходите урок через Zoom.

"Гуляя по Астане, я подумал, что Америка состарилась"

- Что вас больше всего удивило за время Вашего 2-недельного пребывания в Казахстане?

- Прежде всего, неописуемая природа. Мне посчастливилось посетить красивые места, такие как ущелье Шарын, Кольсай, Карское ущелье. Потом я поднялся на каток «Медеу», которым многие восхищаются. Отличное место! Однако это лишь частичка Казахстана, малая часть того, что мне предстоит увидеть. Надеюсь, что я приеду в следующем году. В будущем я хочу побывать во многих местах. Еще одна вещь, которая меня удивила, — это природа людей. Каждый житель, которого я встречал, излучал доброту. На моем пути я встречал очень отзывчивых и открытых людей. Несомненно, я в восторге от местной кухни. Я ел много конины. Если говорить в общих чертах, то я не буду делать различий: «это понравилось» или «здесь вот это понравилось».  Все-все было мне по вкусу. Кстати, скажу, что мне понравился характер столицы. Хоть я ездил в Астану только на занятия, но я нашел время и прогулялся по разным местам. В течение пяти часов я исследовал старую часть города, а затем посетил национальный музей. Я был удивлен, что город построен в таком современном стиле. После увиденного я задумался: не состарилась ли Америка? (смеется). Конечно, каждая страна имеет свои особенности. Несомненно, Нью-Йорк- замечательный город. Он сильно отличается от Алматы и Астаны. Однако у Астаны есть свои преимущества. Там я попал на концерт. Мы познакомились с участниками оркестра Назарбаев Университета и вместе сыграли на домбре. Здесь у меня остались незабываемые впечатления. Я убедился, что домбра пользуется большим уважением в Казахстане. Я не видел ни одной другой страны, которая бы так бережно относилась и ценила свой национальный инструмент. Даже маленькие дети становятся мастерами игры на домбре.

— У нас говорят: «Настоящий казах — не казах, настоящий казах — это домбра».

- Да, я это понял. Это невероятно! Меня поразило то, что музыкальный инструмент смог объединить вас под одной крышей и так раскрыть вашу культуру. Я не могу вспомнить ни одну другую страну в мире, которая имела бы такую ​​особенность. Меня удивило, что один инструмент играет большую роль в государстве и культуре. Я безумно рад, что познакомился с таким особенным инструментом, несмотря на то, что это произошло поздно. Я стараюсь усердно заниматься, пока не наберусь достаточно опыта. На самом деле музыкантам несложно выучить инструмент другой страны. Однако они играют со своим «пониманием». В большинстве случаев они не тратят время на изучение культуры и музыки страны, где был изобретен инструмент, не тратят силы на изучение техники исполнения. И тут становится ясно, что уважения к культуре, инструменту и людям этой страны становится меньше. С самого детства я с почтением отношусь к культуре других стран. Я очень уважаю их музыку.

- Сколько кюев сейчас у вас в запасе?

- Давайте я посчитаю сейчас. Я веду список. Один, два, три, четыре (считай)… шестнадцать, семнадцать. Да, всего я могу сыграть семнадцать кюев. Сейчас я репетирую восемнадцатый . Но чем больше кюев я учу, тем быстрее забываю первые, которые выучил. Поэтому я всегда повторяю их.

- Я поражена тому, что Вы всему этому научились всего за два года.

- Да. Благодаря тому, что я профессиональный гитарист, я быстро выучил многие партии. Я сразу уловил это. Однако некоторые приемы, используемые на гитаре, неприменимы к домбре. У меня возникли некоторые технические трудности. Кроме того, на гитаре играют медиатором, а на домбре приходится играть пальцами. Эта особенность была для меня новинкой. Однако, постепенно я к этому привык. По сравнению с тем, что было два года назад, моя техника немного улучшилась. Однако мне еще предстоит многому научиться. При этом я чрезвычайно благодарен своему учителю Айгерим, которая научила меня игре на этом замечательном инструменте. Она-замечательный человек, профи своего дела. Во время урока мне кажется, что я все делаю правильно, но Айгерим находит мелкие детали в моем исполнении и постоянно меня поправляет. Она вдохновляет меня и хочет, чтобы я стал профессиональным музыкантом. Конечно, мой талант музыканта помог мне быстро научиться играть на домбре. Однако большую часть моих нынешних навыков  я приобрел благодаря этому человеку. По крайней мере, когда я начинал учиться в Интернете, я еще не знал, чем это закончится. Несмотря на то, что онлайн-уроки оказались лучше, чем я ожидал, все же лучше учиться лицом к лицу.

- Какова основная цель обучения игре на домбре?

- Моя главная цель – свободно играть на домбре, как казахи (смеется). И я хочу играть мастерски, чтобы казахи это хорошо восприняли. Также я собираюсь поехать в Казахстан и выступить на концерте.

- Но Вы уже сейчас играете как казахи. И мы хотим сообщить Вам, что казахи хорошо принимают Вас.

- Ну, тогда я хочу играть там как профессиональный казахский музыкант (смеется). Моя мечта – выступать индивидуально и с оркестром на сценах Казахстана. Какой бы ни была музыка, как бы долго ты не обучался, ты еще многого не знаешь. Ты не можешь сказать: «Я знаю, вот и все». Поэтому я хочу освоить некоторые инструменты и выучить много кюев в будущем. Также мне понравился другой стиль. Как же он называется? Помимо профессиональной игры на домбре, она поет прекрасным голосом. Может она поет народную песню или что-то еще? (Присылает видео исполнения Сауле Жанабергеновой).

- Традиционная песня.

- Я хочу выучить мелодию этой традиционной песни. Правда, я не умею петь, но мне нравится мелодия этих песен. Я был поражен тем, насколько хорошо этот человек играл на домбре, помимо того, что пел в свое удовольствие. В будущем я начну изучать музыку традиционных песен.

- Спасибо за ваш рассказ! Пусть ваше искусство процветает!

 

Интервью

Алия ТЛЕУЖАНКЫЗЫ

turkystan.kz

перевод Qazalem