В 2019 году проведены аналитические исследования по двум направлениям:
Направление I. Сводно-аналитические исследования по вопросам диаспоральной политики и изучения проблем казахов, проживающих за рубежом.
В целях проведения аналитических исследований проведены 300 глубинных интервью и опрос 1300 этнических казахов из исследуемых стран (Российская Федерация, Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Монголия).
Проведенные исследования показали ‒ казахи за рубежом являются составной частью казахского народа, имеют единую историческую и этническую Родину – Казахстан. Казахи за рубежом и казахи в Казахстане представляют единый казахский этнос, объединенный ранее в составе Казахского ханства общностью истории, обладающий при всех локальных различиях единой культурой, единым языком и единой религией.
По некоторым экспертным оценкам казахи за рубежом в странах дальнего и ближнего зарубежья ныне составляют 7-8 млн. человек.
Подавляющая часть казахов за рубежом исторически являются коренными насельниками территории сопредельных с Казахстаном государств, таких как Россия, Узбекистан, Китай, Монголия, Туркменистан.
Основными проблемами казахов, проживающих за рубежом, являются:
Казахстан, занимая по площади территории 9 место в мире и 64 по численности населения, имеет средний уровень коэффициента плотности населения по стране – 5,8 чел. на кв. км, что располагает нашу страну на 184 место в мире. Территория заселена неравномерно. Наблюдается демографический дисбаланс. Средний показатель в мире – 56 чел. на 1 кв. км.
Депопуляция населения связана, прежде всего, с устойчивой динамикой эмиграции из северных и северо-восточных областей и отрицательным ростом сальдо миграции.
Увеличение потоков миграции сопровождается запустением сел, сокращением численности населения и обострением проблем производственной занятости в моногородах и малых городах и, как следствие, маргинализацией и криминализацией части мигрантов и вызывает обострение конкуренции на местных рынках труда и жилья и порождает очаги социальной напряженности.
В этих условиях государству важно выстроить эффективную систему репатриации на основе имеющегося собственного опыта решения проблем в этой сфере и построения новых подходов с учетом международного опыта.
Опыт организационных мер по концентрации усилий всех заинтересованных структур уже имелся в новейшей истории Казахстана - функционирование Агентства по миграции и демографии РК (центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства и осуществлявший свою деятельность с декабря 1997 года по октябрь 2004 года, с ключевой миссией разработки и реализации государственной демографической и миграционной политики, обеспечивающей рост численности населения). В этот период приняты специальные программы, грамотно выстроенная политика этнической миграции, что позволило существенно изменить динамику демографического развития страны с негативной на положительную.
Основными странами исхода репатриантов за время обретения независимости являются Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Монголия, Туркменистан. С учетом стран исхода репатриантов их наибольшее количество расселились в Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской и Жамбылской областях.
Данная тенденция актуализирует необходимость реализации новой модели миграционной политики, основанной на этническом компоненте с учетом регионального демографического разнообразия.
В целом исследования показали, что проблемы казахов, проживающих за рубежом и вопросы диаспоральной политики требуют дальнейшего совершенствования государственного регулирования.
Направление II. Изучение международного опыта государственной поддержки возвращения соотечественников на Родину.
На основании результатов исследования международного опыта таких стран как: Российская Федерация, Турецкая Республика, Государство Израиль, Федеративная Республика Германия, Республика Польша, Республика Корея, а также обобщив содержательно-конструктивные предложения и рекомендации, отраженные в отчетах, позволяют сделать следующее заключение.
Исходя из международного опыта вышеперечисленных стран, основываясь на поручение Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева Правительству РК, данное 23 июня 2017 года на V Всемирном курултае казахов (протокол № 17-32-39.1) о всесторонней государственной поддержке соотечественников, в Республике Казахстан необходимо формировать национальное законодательство, направленное на правовое регулирование государственной поддержки соотечественников за рубежом.
В рамках исполнения задач по проекту подготовлены:
Законопроект основан на современных тенденциях мировой практики, накопленном опыте и научно-обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества.
В законопроекте предусмотрены: новый понятийный аппарат, основные принципы и задачи государственной поддержки соотечественников за рубежом, компетенция государственных органов, в том числе особые полномочия Первого Президента РК – Елбасы, Президента РК, Парламента РК по поддержке соотечественников за рубежом, формы их государственной поддержки.
При разработке проектов документов максимально учтены рекомендации государственных органов – членов Межведомственной комиссии по развитию культурно-гуманитарных связей с соотечественниками за рубежом при Правительстве Республики Казахстан.
Вместе с тем, можно выделить следующие ключевые позиции, сформированные по итогам изучения правовой базы исследуемых стран:
На основании проведенных аналитических исследований подготовлено более 260 предложений и рекомендаций.