ДАННЫЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА 2019 ГОД

30 Декабря, 2021

В 2019 году проведены аналитические исследования по двум направлениям:

Направление I. Сводно-аналитические исследования по вопросам диаспоральной политики и изучения проблем казахов, проживающих за рубежом.

В целях проведения аналитических исследований проведены 300 глубинных интервью и опрос 1300 этнических казахов из исследуемых стран (Российская Федерация, Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Монголия).

Проведенные исследования показали ‒ казахи за рубежом являются составной частью казахского народа, имеют единую историческую и этническую Родину – Казахстан. Казахи за рубежом и казахи в Казахстане представляют единый казахский этнос, объединенный ранее в составе Казахского ханства общностью истории, обладающий при всех локальных различиях единой культурой, единым языком и единой религией.

По некоторым экспертным оценкам казахи за рубежом в странах дальнего и ближнего зарубежья ныне составляют 7-8 млн. человек.

Подавляющая часть казахов за рубежом исторически являются коренными насельниками территории сопредельных с Казахстаном государств, таких как Россия, Узбекистан, Китай,  Монголия, Туркменистан. 

Основными проблемами казахов, проживающих за рубежом, являются:

  • отсутствие достоверной информации о демографических показателях (численности, языке, культуре, образовании и т.д.);
  • низкая информированность о Казахстане в целом;
  • отсутствие достоверной информации о поддержке со стороны государства при переезде на историческую родину (на постоянное жительство);
  • отсутствие нормативных правовых актов по государственной поддержке казахов за рубежом;
  • отсутствие мер государственной поддержки по сохранению родного языка, традиций, культуры, этнической идентичности в целом;
  • слабое использование потенциала цифровых технологий (спутниковые программы и т.д.);
  • использование разных алфавитов в странах пребывания казахов за рубежом – арабского алфавита в Китае, латиницы в Европе;
  • забюрократизированность и слабый уровень взаимодействия государственных органов, оказывающих услуги по приему документов казахов, прибывающих на историческую Родину;
  • отсутствие условий по обучению и освоению востребованных специальностей;
  • отсутствие информационно-разъяснительной работы среди желающих переехать на историческую родину этнических казахов в стране пребывания по мерам и процедурам принятия казахстанского гражданства;
  • отсутствие научно-исследовательского, аналитического центра по мониторингу, анализу, планированию и прогнозированию процессов демографии, внутренней и внешней миграции, а также вопросов зарубежных казахов в целом.
  • отсутствие механизмов привлечения и удержания казахской талантливой молодежи на исторической родине;
  • отсутствие специального координирующего государственного органа управления и организации.

Казахстан, занимая по площади территории 9 место в мире и 64 по численности населения, имеет средний уровень коэффициента плотности населения по стране – 5,8 чел. на кв. км, что располагает нашу страну на 184 место в мире. Территория заселена неравномерно. Наблюдается демографический дисбаланс. Средний показатель в мире – 56 чел. на 1 кв. км.

Депопуляция населения связана, прежде всего, с устойчивой динамикой эмиграции из северных и северо-восточных областей и отрицательным ростом сальдо миграции.

Увеличение потоков миграции сопровождается запустением сел, сокращением численности населения и обострением проблем производственной занятости в моногородах и малых городах и, как следствие, маргинализацией и криминализацией части мигрантов и вызывает обострение конкуренции на местных рынках труда и жилья и порождает очаги социальной напряженности.

В этих условиях государству важно выстроить эффективную систему репатриации на основе имеющегося собственного опыта решения проблем в этой сфере и построения новых подходов с учетом международного опыта.

Опыт организационных мер по концентрации усилий всех заинтересованных структур уже имелся в новейшей истории Казахстана - функционирование Агентства по миграции и демографии РК (центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства и осуществлявший свою деятельность с декабря 1997 года по октябрь 2004 года, с ключевой миссией разработки и реализации государственной демографической и миграционной политики, обеспечивающей рост численности населения). В этот период приняты специальные программы, грамотно выстроенная политика этнической миграции, что позволило существенно изменить динамику демографического развития страны с негативной на положительную.

Основными странами исхода репатриантов за время обретения независимости являются Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Монголия, Туркменистан. С учетом стран исхода репатриантов их наибольшее количество расселились в Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской и Жамбылской областях.

Данная тенденция актуализирует необходимость реализации новой модели миграционной политики, основанной на этническом компоненте с учетом регионального демографического разнообразия.

В целом исследования показали, что проблемы казахов, проживающих за рубежом и вопросы диаспоральной политики требуют дальнейшего совершенствования государственного регулирования.

Направление II. Изучение международного опыта государственной поддержки возвращения соотечественников на Родину.

На основании результатов исследования международного опыта таких стран как: Российская Федерация, Турецкая Республика, Государство Израиль, Федеративная Республика Германия, Республика Польша, Республика Корея, а также обобщив содержательно-конструктивные предложения и рекомендации, отраженные в отчетах, позволяют сделать следующее заключение.

Исходя из международного опыта вышеперечисленных стран, основываясь на поручение Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева Правительству РК, данное 23 июня 2017 года на V Всемирном курултае казахов (протокол № 17-32-39.1) о всесторонней государственной поддержке соотечественников, в Республике Казахстан необходимо формировать национальное законодательство, направленное на правовое регулирование государственной поддержки соотечественников за рубежом.

В рамках исполнения задач по проекту подготовлены:

  • проект Концепции законопроекта РК «О государственной поддержке соотечественников за рубежом»;
  • проект закона РК «О государственной поддержке соотечественников за рубежом»;
  • проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной поддержки соотечественников за рубежом».

Законопроект основан на современных тенденциях мировой практики, накопленном опыте и научно-обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества.

В законопроекте предусмотрены: новый понятийный аппарат, основные принципы и задачи государственной поддержки соотечественников за рубежом, компетенция государственных органов, в том числе особые полномочия Первого Президента РК – Елбасы, Президента РК, Парламента РК по поддержке соотечественников за рубежом, формы их государственной поддержки.

При разработке проектов документов максимально учтены рекомендации государственных органов – членов Межведомственной комиссии по развитию культурно-гуманитарных связей с соотечественниками за рубежом при Правительстве Республики Казахстан.

Вместе с тем, можно выделить следующие ключевые позиции, сформированные по итогам изучения правовой базы исследуемых стран:

  1. В целях двухстороннего сотрудничества заключить меморандумы между НАО «Фонд Отандастар» и следующими российскими организациями: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество); Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом; Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника при Правительстве города Москвы. Данное предложение связано с тем, что именно российские организации осуществляют эффективную работу с соотечественниками за рубежом, наиболее близкую диаспоральной политике и общественному менталитету нашей страны.
  2. Рассмотреть вопрос о возможности системной стажировки сотрудников НАО «Фонд Отандастар» в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Данное предложение было сделано российской стороной, так как в Россотрудничестве на протяжении длительного времени эффективно работает система стажировок для сотрудников центрального аппарата с целью обмена практическим опытом, оказания методической и правовой помощи.
  3. Уделять российскому и немецкому опыту работы с соотечественниками за рубежом более пристальное внимание, так как перечисленные в отчете организации не только осуществляют весь спектр работы с соотечественниками за рубежом, но и ведут параллельно иные виды взаимосвязанной работы в целях сохранения и развития национальной культуры и самобытности во многих странах мира.
  4. Все исследуемые страны уделяют серьезное внимание работе с молодежью, в первую очередь, их обучению и профессиональной подготовке. С этой целью, например, в России и Германии работает целый ряд крупнейших общественных организаций, поддерживаемых за счет государственных и спонсорских средств, что дает существенные результаты – усиливается кадровый потенциал страны за счет привлечения молодежи из других стран. Отток молодых казахстанских кадров за рубеж сегодня должен волновать не только общество, но и власти страны.
  5. Опыт исследуемых стран подсказывает, что в целях развития работы в сфере диаспоральной политики необходимо разработать проект Закона Республики Казахстан «О статусе некоммерческого акционерного общества «Фонд Отандастар».
  6. Предусмотреть в действующем законодательстве Республики Казахстан регулирование правового положения Центров казахской культуры за рубежом, что также подсказывает международный опыт.

На основании проведенных аналитических исследований подготовлено более 260 предложений и рекомендаций.

ДАННЫЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА 2019 ГОД