О международном опыте поддержки соотечественников за рубежом: что может перенять Казахстан?

04 Августа, 2020

Государственная поддержка этноидентичных сообществ за рубежом, в том числе репатриации, достаточно актуальная тематика для Казахстана.
И дело не только в том, что этим вопросом занимаются и довольно серъезно вполне устоявшиеся и авторитетные на международной арене государства такие, как Германия, Израиль, Южная Корея, Польша, Россия и др. Вопрос в том, что на фоне актуализации вопросов поддержки казахов за рубежом и репатриации в общественном поле страны государство не может и не должно отстраняться от существующей проблемы.
Иучение опыта других государств в сфере решения вопросов взаимодействия с соотечественниками имеет прикладное значение и потому деятельность некоммерческого акционерного общества «Фонд Отандастар» (далее – Общество) в этом направлении принимает особое содержательное наполнение.
Геополитические изменения, происходящие в современном мире, с неизбежностью приводят к новым волнам миграции, возводят проблему правового регулирования вопросов, связанных с соотечественниками за рубежом в ранг приоритетных. Это объясняется тем, что наиболее развитые страны мира при всей своей приверженности на выстраивание мультикультурных обществ, тем не менее вынуждены в соответствии с общественными запросами уделять значительное внимание вопросам консолидации своих соотечественников вокруг исторической родины, восстановления исторической справедливости.  Поэтому, такие государства как Израиль, Германия, Польша, Южная Корея формируют национальные законодательства не только на уровне рассмотрения миграционных процессов, но и в русле законодательного регулирования государственной поддержки своих соотечественников за рубежом.
В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации Н.А. Назарбаев отметил, что «Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций, ценностей…».
Тем самым, закрепляется приверженность и нашей страны к объединению соотечественников и, в первую очередь, представителей казахской национальности, вокруг своей исторической и этнической родины – Республики Казахстан.
Несмотря на богатый опыт указанных выше стран в регулировании вопросов поддержки этноидентичных сообществ, хотелось бы сделать акцент на тех странах, с которыми наша республика имеет недавнее общее историческое прошлое и получила совместный старт в построении и развитии независимого государства.
Так, в большинстве бывших советских республик уже приняты базовые нормативные правовые акты, определяющие подходы к выработке государственной политики в отношении соотечественников за рубежом (Закон Грузии «О соотечественниках, проживающих за рубежом, и диаспорных организациях»,  Законы Кыргызской Республики «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом» и «О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику», Закон Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Закон Латвийской Республики «О диаспоре», Закон Украины «О зарубежных украинцах» и др.), чего не скажешь о Казахстане. У нас за годы независимости так и не был принят отдельный закон, направленный на урегулирование государственной поддержки соотечественников за рубежом.
Остановимся подробнее на опыте некоторых стран постсоветского пространства. Например, интересен опыт Республики Беларусь. Так, основными стратегическими программными документами в сфере сотрудничества Республики Беларусь с белорусами зарубежья являются Закон «О белорусах зарубежья» 2014 года и подпрограмма «Белорусы в мире» Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы.
Стоит отметить, что изначально содействие в организации белорусскому общественному движению за рубежом оказала принятая еще в 1993 году Государственная программа «Белорусы в мире», которая, на начальном этапе становления диаспоральной политики оказала содействие  укреплению  духовных  и  культурных  связей  граждан Беларуси с соотечественниками, проживающими за рубежом, и завершилась спустя шесть лет.
Также необходимо обратить внимание на особенность белорусского законодательства, в котором имеется понятие «белорус зарубежья», т.е. это лицо, постоянно проживающее за пределами Республики Беларусь и идентифицирующее себя как белорус или являющийся выходцем с территории современной Республики Беларусь. Данный подход, как мы полагаем, является показательным примером для нашей страны в условиях актуальности вопроса определения понятия «соотечественник за рубежом» в казахстанском законодательстве (такое определение у нас отсутствует – прим. авт.).
Весьма интересно, что сам факт идентификации себя как белорус уже дает право называться белорусом зарубежья. Данное положение является очень важным, так как ни одно государство еще не придумало твердо установленной системы доказательства принадлежности лица к той или иной национальности, что сейчас актуально и для Казахстана, так как есть лица, считающие себя этническими казахами и желающие переселиться в Казахстан, но не имеющие документальных доказательств принадлежности к казахскому народу.  
Закон Беларуси определяет основные цели государственной политики в области отношений с белорусами зарубежья, которые направлены на содействие сохранению национально-культурной идентичности; оказание содействия в реализации национальных, культурных и других прав; использование потенциала белорусов зарубежья для развития белорусского государства; содействие созданию в Республике Беларусь общественных объединений по связям с белорусами зарубежья; создание благоприятных условий для белорусов зарубежья, которые приняли решение переехать в Республику Беларусь на временное или постоянное место жительства; и мн.др.
Центральными государственными органами Республики Беларусь, ответственными за регулирование и управление в области сотрудничества, являются  Министерство иностранных дел и Министерство культуры и печати в лице Республиканского центра национальных культур. Кстати, последняя организация была создана еще в 1994 году для координации деятельности национально-культурных объединений соотечественников за рубежом, а также для оказания им организационно-методической помощи, и активно функционирует по сей день.
Новым элементом сотрудничества стало также взаимодействие диаспоры с парламентской группой по делам белорусов зарубежья, созданной в 2017 году при Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Деятельность данной рабочей группы направлена на расширение экономических и культурных связей с соотечественниками, которые проживают за границей.
Также Государственным комитетом по науке и технологиям Беларуси создан национальный научно-технический портал для соотечественников-ученых.
Важную роль во взаимодействии с диаспорой играют дипломатические представительства Республики Беларусь. Так, к примеру, на территории белорусского посольства в г.Москва в 2015 г. был открыт Деловой и культурный комплекс, деятельность которого направлена на развитие взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, информационной, культурно-гуманитарной областях. Также, белорусам зарубежья со стороны государства оказывалась поддержка в создании международных и региональных союзов, организационных структур и представительств - общественных объединений в Украине, Латвии, Эстонии, России и др.
Представленная выше информация говорит о комплексном и всестороннем подходе Беларуси при оказании поддержки белорусам зарубежья, численный состав которых составляет около 2,5 млн. человек. Казахов же, по информации из различных источников, за рубежом проживает около 7-8 млн.
Более того, анализ белорусского опыта показывает, что рост культурного взаимодействия с другими странами и международными организациями способствовал укреплению позиций Беларуси в международных отношениях, созданию более благоприятного международного имиджа страны. Диаспора рассматривается как важный ресурс в формировании положительного имиджа страны, расширении экономического и культурного присутствия Республики Беларусь в мире.
Не менее интересным является опыт Азербайджанской Республики. Так, за годы независимости Азербайджана азербайджанская диаспора сделала большой шаг в своем развитии. На всех континентах мира функционируют диаспорные организации азербайджанцев. Если в начале своего становления национальная диаспора действовала в отрыве от своей исторической Родины, то в конце XX - начале XXI вв. наблюдается тесная взаимосвязь диаспоры с Родиной.
В соответствии с Конституцией Азербайджана, проживающие за рубежом азербайджанцы, являющиеся гражданами другого государства или являющиеся лицами без гражданства, находясь на территории Азербайджанской Республики, имеют равные права и равные обязанности с гражданами Азербайджанской Республики.
Итак, что же сделано нашим ближайшим соседом в регулировании обсуждаемой нами темы?
Во-первых, в 2002 году принят Закон Азербайджанской Республики «О государственной политике, связанной с азербайджанцами, проживающими за рубежом». В нем, по аналогии с белорусским законом, дается определение зарубежных азербайджанцев. Так, азербайджанцами, проживающими за рубежом, являются лица, которые проживают за пределами Азербайджанской Республики и считают себя азербайджанцами, а именно, граждане Азербайджанской Республики и их дети; лица, ранее являвшимися гражданами Азербайджанской ССР или Азербайджанской Республики и их дети. Более того, данный термин применяется также к лицам, которые не относятся к перечисленным выше категориям, но считают себя азербайджанцами с точки зрения этнических, языковых, культурных или исторических связей и своих детей.
Закон устанавливает цели и принципы государственной политики Азербайджана с соотечественниками, основы деятельности государственных органов, связанной с осуществлением данной политики. Так, названными целями являются создание условий для установления и развития тесных связей азербайджанцев, проживающих за рубежом, с государственными органами и неправительственными организациями Азербайджанской Республики; привлечение проживающих за рубежом азербайджанцев к защите и укреплению государственной независимости и суверенитета Азербайджана, а также к установлению и развитию взаимовыгодных отношений между Азербайджаном и другими государствами; и др.
Во-вторых, в том же 2002 году создан Государственный Комитет по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, а в 2008 году на его основе создан Государственный Комитет по работе с диаспорой (далее – Комитет). Это, безусловно, является подтверждением значения, придаваемого Азербайджанской Республикой делу становления диаспорской деятельности.
Комитет является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в работе с диаспорой, расширение и развитие связей с азербайджанцами, проживающими за рубежом, с учрежденными ими диаспорскими организациями, а также другими дружественными Азербайджану диаспорами, координирование деятельности государственных органов и неправительственных организаций в этой сфере.
Анализируя представленный азербайджанский опыт, можно прийти к выводу о том, что активная государственная политика привела к быстрому росту числа азербайджанских диаспорских организаций и их институционализации. Члены азербайджанской диаспоры и представляемые ими организации играют весомую роль в странах своего пребывания, поддерживают постоянные тесные контакты с Родиной.   
Таким образом, мы убедились наглядно, что на современном этапе для достижения реального, а не только формального признания на международной арене, требуется постоянная и целенаправленная  работа  государства, в том числе путем использования механизмов  «мягкой  силы».
Сказанное означает, что и в Казахстане настало время разработать новый формат взаимодействия с зарубежными соотечественниками, определить новые задачи в области организации их поддержки и проведения широкомасштабной работы.
Опыт указанных стран может быть применен в вопросах построения собственной казахстанской модели государственной поддержки зарубежных соотечественников.
Во-первых, необходимо пересмотреть основные принципы и установки, на которых базируется работа с соотечественниками за рубежом.
Во-вторых, опыт Беларуси и Азербайджана показывает, что значимость государственной поддержки соотечественников за рубежом демонстрируется как в наличии специального законодательного акта, так и в деятельности отдельного государственного органа по работе с диаспорой (как в Азербайджане, например).
В целях эффективности работы по поддержке зарубежных соотечественников предлагается рассмотреть вопрос создания в  Республике Казахстан отдельного государственного органа, который будет централизованно регулировать вопросы поддержки зарубежных соотечественников.
В-третьих, необходимо принять специальный акт по вопросам государственной поддержки соотечественников за рубежом – Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке соотечественников за рубежом», отвечающий требованиям международного права, а также более четко и комплексно определяющий вопросы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.
Принятие законопроекта, который станет последовательным шагом в реализации диаспоральной политики нового формата, будет способствовать переселению этнических казахов в нашу страну, активизации всесторонних связей зарубежных соотечественников с исторической Родиной, создаст новые возможности для привлечения в Казахстан инноваций и инвестиций со стороны наших соотечественников за рубежом, и мн.др.
Вместе с тем, мы полагаем, что активное взаимодействие и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, должна быть содержательно направлена на еще большее укрепление государственной независимости и суверенитета Республики Казахстан на международной арене, а также установлению и развитию взаимовыгодных отношений между нашей страной и другими государствами.

Галиакбарова Гузал – эксперт Информационно-аналитического департамента,  доктор PhD

О международном опыте поддержки соотечественников за рубежом: что может перенять Казахстан?