«Многие смотрят на США сквозь розовые очки, думая, что страна их ждет с распростертыми объятиями. На самом деле здесь нужно пахать», - говорит наша землячка.
Сегодня финансовые планы филиалов компании Johnson & Johnson в Северной Америке, Канаде и Пуэрто-Рико не проходят мимо казахстанки Динары Муртазиной. Она следит за расходами мирового гиганта, за бюджетом, излишками или недостатком финансов, а также помогает компании в составлении финансового плана.
- Моя задача - распланировать бюджет для каждой команды. Мне нужно учесть всё: выплаты по зарплате, траты на коммунальные услуги и сервис, запуск новых проектов и т.д. – вводит в курс дела Динара Муртазина - Я это все просчитываю с бизнес-партнерами каждой команды и в течение года слежу за бюджетами. И если я вижу, что какой-то команде нужно дополнительное финансирование, я начинаю выяснять, для чего, почему не учли это при составлении бюджета, есть ли риск для компании, где можно сэкономить, куда инвестировать. В общем, я сначала составляю бюджет, а потом слежу за тем, куда и как его расходуют.
Сейчас Динара с легкостью разбирается в миллионных счетах и оперирует большими суммами, однако в юности работать с цифрами в планы девушки не входило.
Динара родилась в Костанайской области, в селе Семиозерное. До 8 класса училась в местной школе, потом ее семья перебралась в Костанай, где девушка и окончила школу. После школы Динара мечтала поступить на факультет международных отношений, а о том, чтобы стать финансистом, речь и вовсе не шла.
- Летом, перед началом 11 класса организация USAID набирала по десять школьников из Казахстана и Кыргызстана в лагерь на Иссык-Куль. Я туда попала. Выезжать мы должны были из Алматы, куда я приехала на поезде и остановилась на съемной квартире в районе университета KIMEP. Мы узнали, что на территории вуза есть столовая, и пошли туда перекусить, - делится воспоминаниями Динара. - Когда я зашла на кампус, то для меня открылся какой-то другой мир. И с того момента я решила, что хочу тут учиться, хотя до этого про такой университет даже не слышала.
Выбор был сделан, дело осталось «за малым» – поступить на грант. Динара из обычной семьи - тогда ее мама работала в банке, а папа был военным на пенсии. Дорогостоящее обучение в университете стало бы неподъемной статьей расходов для семьи. Потому последний год школы Динара усердно готовилась к поступлению, занималась с репетиторами. И в итоге поступила на грант. Вот только не на ту специальность, о которой мечтала.
- Я всегда хотела изучать международные отношения, но тогда решила, что мне лучше изучать бизнес-администрирование, так как там был выше пороговый балл. В случае недобора на этот факультет мне бы хватило баллов поступить на международные отношения на грант. В итоге я набрала хороший балл, которого хватило, чтобы поступить на «финансы и бухучет», но переводиться я уже не стала, так как мне «внезапно» понравилось это направление, - смеется Динара.
Мир финансов оказался для Динары настолько увлекательным, что после окончания университета девушка решила попробовать свои силы в алматинском филиале компании из «большой четверки» - в EY. Сначала устроилась туда на стажировку, а спустя полгода Динару уже официально приняли на должность аудитора. На этой позиции она следила за расходами компаний, готовила финансовые отчеты и проверяла достоверность цифр. Параллельно готовилась к поступлению в Университет Бристоля в Великобритании, в который в итоге и попала по программе «Болашак».
Получив степень магистра по специальности «финансы и инвестиции», Динара вернулась в Алматы и с новыми знаниями устроилась еще в одну компанию «четверки», в KPMG, в отдел оценки.
- Мы оценивали «дочек» фонда «Самрук-Казына», я участвовала в нескольких проектах по аудиту электростанций, некоторых подразделений КТЖ и других национальных и частных компаний, которым была необходима оценка для банка либо для продажи, - объясняет Динара Муртазина.
Во время работы в KPMG Динара с мужем решили попытать удачу и поучаствовать в ежегодной лотерее Green Card правительства США, не особо веря в успех. Они вытянули счастливый билет, и уже в декабре 2018 года семья переехала в Америку, в штат Флорида.
Через два месяца после переезда у пары родилась дочь, и Динара ушла в декрет. Спустя год, в самый разгар пандемии, девушка снова решила выйти на работу, не надеясь найти что-то стоящее после декрета. Но спустя четыре месяца поисков вакансия нашлась в частной медицинской компании, куда Динара устроилась аналитиком.
- У этой компании было несколько клиник во Флориде и Мичигане. Я вела их бюджетирование, проводила финансовый анализ, - вспоминает собеседница. – Но, проработав там около года, я поняла, что мне скучно. Все процессы уже были налажены, а делать одно и то же мне порядком надоело. К тому же после многих лет в корпоративной среде EY и KPMG мне не хватало корпоративного духа и постоянного движения.
Сказалось и отсутствие перспектив, поэтому, недолго думая, Динара разослала резюме в крупные компании и нашла желаемую позицию в корпорации Johnson & Johnson.
Как отмечает собеседница, пройти несколько непростых этапов собеседования помог опыт работы в компаниях «большой четверки» и наличие международных сертификатов.
- «Большая четверка» - это компании международного уровня, поэтому принципы и стандарты работы в них очень схожи. Кроме того, еще в Казахстане я получила сертификат от ACCA (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров - F) - один из наиболее уважаемых на международном уровне. Также у меня есть сертификат CFA - это документ международного образца, который позволяет специалистам финансовой сферы работать на инвестиционном рынке. Плюс магистратура в Великобритании. Все это помогло мне устроиться на работу здесь. Ну и, конечно, нужно хорошо подготовиться к интервью, - объясняет Динара.
Несмотря на наличие такого «багажа», трудности не обошли стороной нашу героиню.
- Первое время мне было очень сложно. Нужно было привыкнуть к людям, к терминологии, каким-то аббревиатурам, корпоративной культуре. Вначале я очень сильно жалела, что ушла со своей спокойной, размеренной работы, где я была предоставлена сама себе. Тут же оказался бешеный ритм, постоянно от тебя что-то требуют, нужно сдавать отчеты, постоянно что-то анализировать, проводить встречи. Но сейчас я уже достаточно комфортно себя чувствую, - делится Динара.
С Динарой мы поговорили и о жизни в Штатах. В Америке она живет почти четыре года, но до сих пор не может привыкнуть к некоторым особенностям этой страны.
- Мы, казахстанцы, привыкли, что некоторые правила можно обойти, можно кому-то пойти навстречу и в целом быть гибкой. Где-то это хорошо, где-то - плохо. Здесь же все всегда следуют протоколу, жестким правилам. Обойти систему не выйдет. Нужно делать все в рамках инструкций. Иногда это напрягает, но ты понимаешь, что так и надо. Потому что если все захотят обойти систему, то начнется хаос, и ни о каком цивилизованном обществе речи не будет идти, - рассказывает об американских устоях собеседница.
Динара считает, что многие, кто приезжает в США из других стран, «смотрят на Америку сквозь розовые очки», думая, что страна их ждет с распростертыми объятиями. Но на деле это далеко не так.
- Тем, кто планирует переезжать в Америку, я бы посоветовала в первую очередь точно формировать свою цель – для чего вы едете в Штаты, - говорит Динара. - Америка принимает только целеустремленных. Здесь нужно «пахать», здесь не помогут какие-то связи, здесь очень высокая конкуренция. Чтобы тебя заметили, ты должен быть действительно профессионалом.
Динара не планирует уходить из уже полюбившейся ей компании, но рассматривает возможность несколько сменить направление деятельности.
- Тут можно бесконечно расти и развиваться, сменить департамент, изучать новые направления. Поэтому в ближайшие год-два я планирую перейти на позицию менеджера отдела финансовой аналитики или управленца, что на порядок выше той должности, что я сейчас занимаю. Я чувствую, что готова к этому, - поделилась планами собеседница.
Что касается возвращения на родину, то этот вопрос в семье Динары пока не стоит. Но, по ее словам, в Казахстан они могут вернуться в любой момент, и собеседницу «такая опция очень радует».
- Если бы мы по каким-то причинам не могли выехать, меня бы это напрягало. Но мы здесь находимся легально, легально зарабатываем, мы можем в любой момент приехать к родственникам, они могут навестить нас, поэтому все достаточно расслабленно. Вернемся ли мы в Казахстан? Кто знает, посмотрим. Но в любом случае я очень скучаю по своей стране и по родным, - резюмировала Динара.