Жанабай Балабаев — глава региональной казахской национально-культурной автономии в Орынборе и основатель благотворительного фонда «Байтерек». Люди, знакомые с Жанабаем Айткалиулы, гордятся им как примером для многих, ведь он делает много хорошего в регионе с самой большой концентрацией казахов в России. Особенно спортсмены, которые там родились и выросли, говорят, что видели от него много хорошего. Мы связались и записали историю предпринимателя-филантропа, помимо Орынбора расширяющим свой бизнес в нескольких городах Казахстана.
РАБОТА С БИЗНЕСМЕНАМИ В КАЗАХСТАНЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ
Я родился 5 сентября 1977 года в селе Энгельс Александровского района Орынборского района. Мой дедушка – казах, был заслуженным чабаном района, награжден орденом Ленина. Моя мать работала сакманшы (ухаживала за новорожденными ягнятами), а отец – ветеринарным техником. После сельской школы я окончил аграрный университет. В деревне, где я родился, было всего 44 дома. В шестерых из них жили казахи, остальные — русские, украинцы, чуваши и представители других национальностей. С детства я рос, наблюдая, как члены семьи режут мясо, пекут жеті шелпек по пятницам и читают Коран. Мы вскидывали руки и молились. Однако тогда я не понимал смысл этого. «Чему мы аплодируем?», «У кого что просим?» Я был удивлен. Позже я приехал в Орынбор и после окончания университета жил в арендованном доме. Тем временем я женился. Однако какое-то время я не мог найти работу и тяготился этим. Я водил такси и работал охранником. В то время моя жена родила семимесячную недоношенную дочь. Когда я приехал в больницу, врачи сказали, что у ребенка затруднено дыхание из-за незрелых легких. «Я принесу все, что Вы скажете. Что можно сделать?» Когда я сказал это, врач ответил: «Лучше молись!». Но я не умел молиться. На тот момент мне было 24 года. Я пришел домой, села на кровать и зарыдал. Потом все само собой разрешилось и дочка пошла на поправку. Работа тоже нашлась. Я устроился на работу в компанию татарского бизнесмена, занимающегося производством зерна. Он был простодушным человеком, который не пропускал пятикратный Намаз и ездил в хадж. Многие мечети были отремонтированы. Находясь рядом с ним, я многому научился. Однажды, уйдя с работы, я умолял: «О Аллах, если Ты дашь мне шанс, я сделаю что-нибудь более достойное, чем мой директор».
Проработав там пять лет, я занялся частным бизнесом. Сначала я купил лифт. Потом я купил склад зерна, затем еще и еще. Позже я купил вагоны-зерновозы. Сейчас мы с коллегой строим завод по производству молочной продукции в Орынборе. Кроме того, у нас есть собственная лаборатория, которая определяет качество продукта. Сдаем в аренду здание. У нас есть автостоянка. Такжк я владею небольшим кафе. В меню национальные блюда разных народов, в том числе и наши. Кроме того, я занимаюсь восстановлением мечетей. У нас есть поговорка: «Что дает твоя правая рука, твоя левая рука не должна знать». Это не то, чем стоит хвастаться. Я говорю это только с целью быть примером для окружающих людей, которые имеют такие же возможности, как и я. В прошлом году казахи, проживающие в селе Донгуз, обратились за помощью в завершении строительства мечети. Мы не только помогли, но и построили рядом столовую на 250 человек. Потом я участвовал в строительстве мечети в Куйганском районе. Сейчас мы также строим мечеть в Ясненском районе, где проживает большое количество казахов. Кроме того, у меня есть общий бизнес с моими партнерами в Казахстане. Вместе со своим партнером я активно участвую в работе завода по переработке растительного масла в Костанае. Кроме того, у меня есть три ресторана, оформленных в национальном стиле. Еще один такой ресторан планируют открыть в городе Грозном, который посещает множество туристов. Потому что вы знаете, что чеченцы очень уважают нас и нашу еду. Поскольку граница между двумя странами самая длинная в мире, мне выгоднее работать с предпринимателями в Казахстане.
Мою жену зовут Оксана. Она-казашка, лингвист по профессии. Мы с ней воспитываем 4 мальчиков и 1 девочку. Мой старший сын, 25-ти лет, работает в Астане. Моя 23-летняя дочь учится в Высшей школе экономики в Москве. Моему среднему сыну 13 лет. Он учится в международной школе в Астане. Еще один сын учится в школе в Орынборе. А самый младший сын 2-х лет, дома с нами.
С тех пор как я занялся предпринимательством, я начал заниматься благотворительностью. Однако справиться с этим делом в одиночку было сложно. У меня было мало времени. Тогда моя жена сказала, что лучше будет открыть фонд. Таким образом, мы открыли благотворительный фонд «Байтерек». Чем больше денег зарабатывалось, тем больше людей нуждалось в помощи. В частности, увеличилось количество граждан, желающих изучать казахский язык и историю. Сначала мы взяли под контроль эти две сферы. Позже к нам добровольно присоединились профессионалы. Например, Айгерим из Кызылорды, вышедшая сюда замуж, сказала, что может преподавать домбру и открыла секцию. Поначалу я не платил им ничего. Позже я сказал: «Я буду платить вам, но соберите много людей». Таким образом, наша работа ожила.
НАС 120 ТЫСЯЧ
Подобно Ассамблее народов в Казахстане, у нас активно функционирует Федеральное агентство по делам национальностей. Это агентство объединяет культурные автономии разных национальностей. Группа под руководством нашего брата Азамата Байдаулетова отвечала за региональную казахскую национально-культурную автономию в Орынборе, но активно работать, как они говорили поначалу, не смогла. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Ты справишься. У тебя есть достаточно возможностей. Возглавь управление автономией», — предложил он.Так, четыре года назад я был назначен на должность главы автономии. С тех пор мы проводим большие события, празднуем Наурыз, Корису. Мы, казахи России, прилагаем все усилия, чтобы показать, что мы занимаем достойное место в структуре народов России. Всего в Орынборе 36 районов, 16 из которых населены казахами. Фактически пятьдесят процентов жителей некоторых сел – казахи. Астраханская область – регион с наибольшей концентрацией казахов в России. Здесь проживают 180 тысяч казахов. Орынборский регион находится на втором месте. Нас 120 тысяч. Вы, наверное, знаете, что Орынбор – особенное место для каждого казаха. Я осознал важность этого после управления культурной автономией. Мы проводим экскурсию и показываем город казахам из Казахстана. Город являлся первой столицей Казахской ССР. Кроме того, здесь есть школа, где учился Ибрай Алтынсарин. Казахи, активно работавшие до меня, установили в этой школе памятную доску. Есть здание, где располагалось первое правительство Казахской ССР, дом, где жил Ахмет Байтурсынулы. У нас есть улицы Байтурсынулы, Алматинская, Актюбинская, Карагандинская. И военное училище, где учился Талгат Бигельдинов, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза. Возможно, вы знаете из истории, что с этим Оринбором связаны жизни многих деятелей. 5 лет назад мы спонсировали издание книги «Оренбурская дорога Ахметы Байтурсынулы» и сделали презентацию. Тогда бизнесмен Серик Сакенулы оказал финансовую помощь для ее перевода на казахский язык.
Следует отметить, что мы помогаем этническим казахам, добившимся успеха в большом спорте под нашим крылом. Дзюдоиста Нурлана Исатая, блистательно выступающего за Казахстан, привел отец, когда мальчку было 9 лет и сказал: «Даст Бог, мой сын станет олимпийским чемпионом». С тех пор мы помогали ему с одеждой, сборами и поездками на соревнования и старались не ограничивать мальчика. После запрета участия России на международных соревнованиях, его грузинский тренер предложил ему поехать в Грузию. Мы хотели, чтобы он поехал свою историческую родину – Казахстан. Слава Богу, мальчику улыбнулась удача, он получил гражданство, сразу выиграл Кубок Азии, а через месяц завоевал золотую медаль Кубка Европы. Тогда он стал чемпионом мира среди юниоров. Мы все стали свидетелями того, что это был большой успех не только для нас, но и для Казахстана. В нашем регионе достаточно таких сильных людей, как Нурлан. Дамир Исмагулов, первый этнический казах, выступивший в лиге UFC, также уроженец нашего села. После этого Жалгас и Шавкаты из Казахстана перешли выступать в одну лигу. Наш силач Саламат Исбуллаев тренируется в актюбинском спортивном клубе. Наша дочь по имени Жанар Кусанова – чемпионка России по самбо, серебряный призер чемпионата мира. Диас Избасаров, наш паралимпиец, занимается различными видами спорта. 30-кратный чемпион России. Мы стараемся помогать и поддерживать таких талантливых детей. Кстати, о наших достижениях и деятельности мы публикуем в нашем журнале «Казахов Оренбургхя». Помимо спортсменов, мы ежегодно раздаем продукты малообеспеченным людям. Мы не делим людей по национальностям, в основном помогаем сельчанам. Недавно сгорел дом казашки, в-одиночку воспитывающей пятерых детей. Собрав казахстанских бизнесменов, которые занимаются теплоснабжением, изготовлением окон, освещением, я сказал: «Я куплю все материалы. Пожалуйста, помогите мне». В итоге, недавно мы отремонтировали дом женщины. Мы не устаем поддерживать специалистов, получивших звание «Учитель года». Если мы замечаем, что он по национальности казах, мы связываемся с ним, спрашиваем, что ему нужно, и оказываем поддержку. Таким образом, мы хотим показать гражданам Казахстана, что казахи в России такие же, как и вы, то есть, что казахи России и Казахстана – это один народ.
Действительно, мы едины. Даже казахи, приехавшие сюда из Казахстана, не скрывают своего удивления, говоря: «Вы сильнее придерживаетесь традиций, чем мы». Однако стоит отметить, что у нас есть языковая проблема. Раньше казахи, приезжавшие в Орынбор учиться, отправлялись в свои села и погружались в казахскую среду. Сейчас большая часть жителей села переехала в город. Нет такой среды, как раньше. Они не могут ни с кем разговаривать. Еще мне было грустно, что мои дети росли, не зная языка. Поэтому я отправил старшего и среднего сыновей в Казахстан изучать менталитет и язык. Слава богу, старший сказал, что хочет семью и мы уже познакомились с нашими сватами. Дай Бог, заберем невестку с Уральска. В конце августа будет большая свадьба. «Хотелось бы, чтобы моя невеста была из Казахстана! Пусть мои внуки будуи жить в Казахстане!»,- мечтал я. Мое желание исполнилось и в нашу семью войдет добрая и скромная невестка.
Большую часть денег, необходимых для проведения мероприятий, организуемых Автономией, даю я. Время от времени мобилизуются и другие предприниматели. Используя свою репутацию в деловых кругах, я говорю: «Нужен автобус», «Необходима юрта». Они поддерживают каждую мою инициативу. Недавно отпраздновали Наурыз на центральной улице Орынбора, нарядившись мы в национальную одежду. Мы угощали едой. Мы танцевали. Ни одна фотография или видео не сможет передать этот эффект. Пока мы праздновали на этой площади, мы заметили, что представители других национальностей проявляют любопытство, а наши этнические казахи гордятся этим больше, чем мы. Мне очень понравилосьвот так гулять по этой улице. Вообще-то сначала я смотрел на то мероприятие только как на работу, но когда вернулся, был на седьмом небе от счастья.
ПАПА, ЗДЕСЬ ВСЕ ГОВОРЯТ НА КАЗАХСКОМ
Моя жена Оксана ведет проект «Невестки Орынбора». Наши замужние сестры встречаются раз в две недели. Кроме того, у нас есть проект «Бабушки Орынбора», который объединяет пожилых людей. Невесты и бабушки часто собираются вместе. Наши старейшины рассказывают невестам все, что знают о традициях и суевериях. Они учат их вещам, которые им нужно знать, например, как здороваться и как подавать еду. Не только в Орынборе, но и в Казахстане, традиции чтят по-разному. Например, Запад и Юг не похожи друг на друга. И мы изучаем близкую нам традицию Западного Казахстана. Мы хотим научить мужчин делать то же самое. В прошлом году я был на четырех похоронах в течении четырех месяцев. В разных местах это происходит по-своему. Я спросил совета у своих друзей в Казахстане и все точно записал.
В автономии действует детский лагерь. Около тридцати детей, которые учатся в три смены, мы обучаем казахскому языку и учим их простым понятиям, например, кто такой дядя, а кто такой нагашы (родственники со стороны матери). Кроме того, мы рассказываем им историю казахского народа. Не забываем мы и взрослых. Есть много людей, которые хотят научиться правильно давать бата (благословлять). Наши девушки с педагогическим образованием приглашают их лично и всему обучают. Кроме того, у нас около 80 человек обучаются на домбре. Ансамбль барабанщиков «Байтерек», созданный Фондом, участвует во многих концертах и мероприятиях. Недавно участники этого ансамбля принимали гостей из Актобе. Позже, когда мы выходили из офиса, я указална наших девушек –домбристок, которые и садились в троллейбус, держа в руках футляры от инструментов. «Посмотрите! Такой сцены на улицах Казахстана вы не увидите. А в Орынборе так», — похвастался я. Вообще-то у нас в Оринборе нет ансамбля балалаек, но есть ансамбль домбристов. Кроме того, у нас есть ансамбль «Тумар», который пропагандирует национальные танцы.
Как я уже говорил выше, молодые люди приезжают в город в погоне за мечтами. Многие пополнят наши ряды. На самом деле, в самом городе вы увидите много казахов. Если вы идете по улице, у вас возникнет ощущение, будто вы идете по Костанаю, ЮКО. А еще у нас есть секция вольной борьбы. Также есть клубы, обучающие рукоделию и рисованию.
Помощь оказывают «Фонд соотечественников», «Всемирная ассоциация казахов». «Фонд соотечественников» подарил нам шесть домбыра и разные шапаны. Они подарили два телевизора. К сожалению, они не могут дать столько, сколько нам хотелось бы. Однако они нас не забывают. Ежегодно около тридцати детей получают путёвки в лагерь «Балдаурен». Дети охотно едут туда. Однажды я отправил своего среднего ребенка. Вначале: «Папа, здесь все говорят по-казахски. «Я их не понимаю», - плакал он. Но спустя две недели, он сказал: «Я не хочу возвращаться. Я останусь здесь. Я подружился с казахскими детьми из Монголии, Кыргызской Республики, Узбекистана и Европы», - сказал он, что меня обрадовало.
Сейчас мы работаем в моем бывшем офисе. Моя мечта – создать большой центр, объединяющий орынборских казахов. У нас здесь национальная деревня. В свое время каждая диаспора построила там свои небольшие домики. Всего двенадцать домов. Когда-то у казахов тоже был свой небольшой дом. Перед дверью три юрты, музей и ресторан. Поскольку домик был оформлен на физическое лицо, которое обанкротилось, в конечном итоге перешла во владение банка. В настоящее время я веду переговоры с этим банком и рассматриваю возможность возвращения дома во владение. Даст Бог, хотелось бы отремонтировать его и сделать местом, где все казахи смогут собраться вместе и объединить работу фонда и автономии.
ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ БЫЛО ОТКРЫТО ВОЗДУШНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Сейчас у нас есть только две проблемы. Прежде всего, мы хотели бы открыть авиасообщение с Астаной или Алматы. Семь лет назад рейс в Астану был два раза в неделю. А теперь на машине мы можем поехать только в Актобе или Костанай. Поскольку доступ стал затруднен, сейчас количество людей, едущих в столицу, становится меньше. Мы пишем в посольство и просим решить эту проблему. Потому что мы хотим посетить не только Актобе или Костанай, но и другие города. Мы стремимся разделить наших детей на группы и посещать большие города. Что касается второго номера, то бывший руководитель «Фонда Отандастар» Абзал Сапарбекулы привез в Орынбор алматинский ансамбль из 50 человек. Они играли на домбре и кобызе, и публика аплодировала им. В это время на экране было написано описание каждого инструмента. Не говоря уже о казахах, которые никогда в жизни не видели кобыза, русские говорят: «Если мы спросим, является ли казахский национальный инструмент барабаном. «Есть еще Кобыз», — удивился он. Однако судьба большого ансамбля иная. Одежда тоже очень разная. Производительность также потрясающая. Культурное продвижение – это совершенно другое. Нам хотелось бы чаще организовывать подобные концерты в Оринборе.
Потому что мы хотим гордиться и заявить, что «не только мы, но и наши братья в Казахстане можем показать это искусство». К нам приехали Турсынбек Кабатов, Абай Бегей, Асхат Таргын, Нурболат Абдуллиндер и дали концерт.Недавно приехал Кайрат Нуртас. Мы часто приглашаем артистов на благотворительные концерты. Позже количество агентств, занимающихся организацией коммерческих концертов и свадеб, увеличилось. Хотя они хотят зарабатывать деньги, они продвигают нашу культуру, сами того не зная. Они слушают песню, которую мы не слышали, приводят и представляют певца, которого мы никогда раньше не видели. Например, на вечеринке Турсынбека выступал Нурболат Абдуллин. Мы даже не знаем, кто он. Если проверить, он один из популярных певцов, исполняющих хиты Казахстана.
В заключение хотелось бы сказать, что, как я уже говорил выше, о многих своих работах я не рассказывал с гордостью. У меня большой карман, но я хочу быть примером для других ребят. Потому что на самом деле многие люди, которые видели то, что я делаю, пытаются это повторить. Например, узнав меня, люди из Казахстана говорят: «Джейк, ты путешествуешь по Оринбору и продвигаешь нашу культуру. У вас есть благотворительный фонд. А в Казахстане мы этого не делаем», — говорит он, глядя вниз. Позже, побывав в Казахстане, я заметил, что он затеял кое-какие дела. Потом, когда я еду в деревню, мне рассказывают о результатах и хвастаются ими. Таким образом, мы жертвуем вместе с ними и конкурируем друг с другом.
Я не горжусь, но я состоятельный человек. Мне ничего не нужно. Бог увеличил мое состояние и дал мне возможность начать многие дела. Мне хотелось бы и дальше развивать нашу культуру, если будет такая возможность. Я не хочу быть губернатором одного региона, депутатом Госдумы или руководителем одного предприятия. Все, что мне нужно делать, это оставаться на позиции простого делового человека и делать хорошие вещи вокруг себя. Я благодарен правительству России, которое дает мне возможность заниматься бизнесом и создавать множество проектов. Народ России нас очень уважает, и мы очень уважаем его. Будучи уроженцем Оринборского района, я сделаю все возможное, чтобы создать условия для комфортной жизни проживающих здесь казахов. Даст Бог, рассматривается вопрос о назначении меня Почетным консулом Казахстана в Оринборе. Я верю, что если все пойдет хорошо, работа будет более оживленной, чем раньше.
Записала
Алия Тлеужанкызы
перевод Qazalem