«Я бы хотел, чтобы многие люди знали, что у казахов и венгров общая история» - Андраш Биро

09 Сентября, 2024

Через неделю в Астане поднимется занавес Всемирных игр кочевников. Более 2000 спортсменов из 85 стран мира сразятся6 чтобы определить, кто сильнейший в национальных видах спорта. Сборная Венгрии возглавляет список самых крупных делегаций в Астану. Сборная Венгрии, выступающая в 15 видах спорта, привезет в столицу на состязания более 50 спортсменов. Мы связались с Андрашем Биро, главой делегации, известным антропологом, профессором, президентом Фонда Мадьяр Туран.

- Когда мы искали информацию о Вас, то узнали, что Вы 7-кратный чемпион Венгрии по дзюдо. Что побудило Вас оставить профессиональный спорт и обратиться к такой сложной и трудной области, как антропология?

- Начнем с того, что мой отец родился в Восточной Венгрии, а мать – в Северной Венгрии. Они встретились в Будапеште, познакомились и поженились. Я родился там. Однако летние каникулы я проводил в доме бабушки и дедушки, которые жили в этом районе. Меня интересуют традиционные виды спорта, такие как верховая езда, стрельба из лука и стрельба из лука. Кроме того, я рос, слушая различные легенды из уст старейшин и впитывая культуру. Выросшему с детства в такой среде, нельзя не интересоваться историей народа. Вообще, я очень интересовался природой и историей еще со студенчества. Сначала я решил стать врачом, потом увлекся биологией. Потому что эта область переплетается с такими областями, как антропология и зоология. Итак, я изучал биологию и антропологию человека в университете. Что касается дзюдо, то я с подросткового возраста был в сборной Венгрии. Я семь раз выигрывал чемпионат страны. В 1992 году я не попал на чемпионат мира, и мне тогда пришлось сосредоточиться на учебе. Итак, я оставил профессиональный спорт и углубился в науку. Позже я устроился на работу в Институт антропологии в Будапеште. В течении последних двадцати лет я работаю там главным антропологом.

- Известно, что стратегическое партнерство между Казахстаном и Венгрией в ближайшие десять лет набирает обороты. Хотя венгерские ученые, с которыми мы беседовали, говорят, что отлично знали о родстве между двумя народами с самого детства.

- Это верно. Когда я был ребенком, дедушка всегда говорил мне, что родственники живут в Казахстане. Не хочу хвастать, но европейские мадьяры хорошо сохранили древнюю культуру. Хотя мы живем в Центральной Европе уже 1200 лет, мы никогда не забывали, что пришли с Востока. Самое удивительное, что нам удалось сохранить наш древний язык и алфавит. Мадьярский язык не похож ни на один европейский язык. И наш язык не претерпел изменений. Лишь 1% позаимствовано из других языков. Мы гордимся тем, что наши предки хранили все наши ценности как зеницу ока и донесли их до наших дней. Знаете ли Вы, где зародилась наука тюркология? Эта индустрия зародилась не в Турции или Средней Азии, как думают многие, а в Венгрии в 19 веке. Положение Казахстана, который на тот момент являлся колонией России, было тяжелым. Не было возможности провести исследование. А в это время Арминий Вамберский путешествовал по Средней Азии и изучал происхождение мадьяр. Позже Российская империя ввела запрет. Однако наши предки никогда не забывали, что наши корни из Средней Азии. Затем, в начале XIX века, второй венгр, ступивший сюда, граф Ласло Алмаши, стал первым европейцем, написавшим генеалогию казахов и киргизов. В те годы и возникла идея Турана. Ататюрка, впервые приехавшего в Будапешт в 1922 году, очень интересует тот факт, что тюркологи написали книгу об истории и что имя Аттила широко распространено в стране. Позже он создал в своей стране новую идеологию и призвал венгров к установлению тесных связей. В конце концов, венгерские профессора начали преподавать в Анкаре. Многие исторические книги на венгерском языке переведены на турецкий язык. Позже, в течении 40-летнего социалистического периода, пропагандировать это не удалось. Однако в 90-е годы отношения возобновились. Это естественно, потому что общую историю не стереть. Я вырос, слушая и зная все это, и мечта об объединении родственных народрв была в моей голове. Я хотел популяризировать наших великих  предков, которые связаны друг с другом и какую историю они сотворили. Очевидно, что при советской власти история между родственными народами была искажена. Даже сейчас достаточно людей, которые не понимают этого. Моя цель — показать настоящую историю. Я хочу, чтобы больше людей знали, что у нас общая история. Особенно для понимания богатой культуры кочевников. Хотелось бы, чтобы люди, что кочевники – это не просто люди, а часть цивилизации. Многие не знают, почему наши деды не хотели строить дом и считали удобным жить в юрте. Большинство людей не знает, что на территории Казахстана в сакский период использовалась замечательная технология изготовления оружия и орудий труда. С этой целью я несколько раз приезжал в Казахстан. Сначала, в 1988 году, я приехал на соревнования в Алматы в составе сборной Венгрии и стал победителем. Однако на тот момент солдаты и полицейские были русскими. Казахов мы видели только на улице. Позже, в 2004 году, меня пригласили в Центральный государственный музей Алматы. В то время я посетил несколько регионов Казахстана.

- Потом Вы взяли с собой группу ученых и совершили научную экспедицию по Костанайской области. Почему вы выбрали Торгайский район? Что случилось с этой экспедицией?

- Мы знаем, что в Костанайской области раньше и сейчас проживает много выходцев из рода мадьяр. Нам хотелось сравнить и проверить их отношение к нам. Итак, мы как группа учёных совершили туда научную экспедицию в 2006 году. Мы посетили районы с большим скоплением мадьяр. Мы внимательно изучили их генеалогии, имена, легенды и предания. Затем мы собрали генетический материал через слюну. Мы провели тест среди мужчин. Потому что Y-хромосома переходит из поколения в поколение в неизмененном виде. Благодаря этому тесту можно изучить отцовскую сторону и определить, состоит ли казах в родстве с другими родами или представителями других национальностей. 20 лет назад база данных в Казахстане была неправильно выстроена. Поэтому мы собирали все вручную. Наконец, мы собрали материал ДНК около 120 человек, привезли его в Институт биологии в Будапеште, всесторонне изучили и проанализировали. Интересным оказалось, что мадьяры в Торгае и мадьяры в Европе имеют отцовскую связь. Это значит, что раньше они были одним народом, и не случайно их называют мадьярами. Многие мадьяры уехали на запад, а немногие остались в стране. Как известно, мадьяры населяли территорию Южного Казахстана и Узбекистана. Они также проживают в Караганде. Многие мадьяры живут в деревне Каратау, ныне Русское Поле, в Омском районе, граничащем с Россией. Говорят, что они кыпчакские мадьяры. А жители Торгая называют себя «чистыми мадьярами». А те, кто на юге, называют себя узбекскими мадьярами. Это говорит о том, что когда-то они были отдельным племенем. Доказано, что другие мадьяры Средней Азии генетически связаны друг с другом. Все они в то время были одним народом и сохранили свое древнее название. В этой связи позвольте мне сказать кое-что важное. В Казахстане нас часто называют венграми, а нашу страну называют Венгрией. Когда мы это слышим, нам становится не по себе. Мы сами это так не называем, большинство людей даже не понимают этого, когда слышат. По-казахски - мажар, по-нашему - мадьяр. Название страны – Мажарстан, страна мадьяр. Лучше это так назвать. Я надеюсь, что люди этого не забудут.

- Потом, вернувшись в страну, Вы обсуждали результаты экспедиции с местными жителями?

 

- Да, через год мы поехали в Торгай и обсудили результаты экспедиции. Люди там предложили провести совместное мероприятие, чтобы закрепить наше родство. Итак, мы организовали курултай мадьяров в деревне Сага, которая находится недалеко от озера Сарыкопа. Мы назвали его Курултай Мадьяр. Большую поддержку нам выразили Курмангазы Жандилдин, уважаемый человек, который был главой мадьяр, и Айбек Накыпов, родившийся в Алматы, но родители которого были родом из Торгая. Я взял с собой группу квалифицированных специалистов из Венгрии. Мы представили наши исконные традиции. Кроме того, 25 мадьяр представили публике стрельбу из лука. В то время эти виды спорта в Казахстане не получили должного развития. Жители дали свои названия. Кроме того, мы пригласили музыкантов. С их помощью мы устроили шоу кочевников. Мы делали разные трюки. Казахи соревновались друг с другом в казак курес (казахская борьба). Этот курултай, длившийся три дня, была очень интересным. Посмотреть на это мероприятие, которое проходило в селе с населением около 200 человек, приехало более 8000 человек. В конце вечера мы посовещались с вышеупомянутыми Курмангазы, братьями Айбеками и местными старейшинами и решили проводить его здесь раз в два года. Однако после обсуждения мы решили организовать его в Венгрии.

- Со временем курултай, прошедший на Костанайской земле, стал крупнейшим событием в Европе и сегодня звучит в устах мировой общественности.

- Это верно. На первом курултае, состоявшемся в Венгрии в 2008 году, мы собрали 25 тысяч человек. Там мы пропагандировали культуру и спорт не только мадьяр, но и древних гуннов и тюрков в целом. Через два года на курултае мы представили публике не только спортивные, но и научные результаты. Итак, мы сделали это традицией. Каждый раз мы организуем выставки на разные темы. Например, в этом году прошла выставка, на которой было представлено много информации о восточных и западных гуннах. Кроме того, регулярно организуются выставки, раскрывающие историю оружия и украшений. Кроме того, мы проводили конференции по результатам археологических и генетических исследований. Также, мы катались на лошадях и верблюдах. Мы построили юрту. С каждым годом масштабы и темпы деятельности этой организации увеличиваются. На курултае, состоявшемся в 2016 году, собралось около 180 тысяч человек, и в результате он стал крупнейшим мероприятием, организованным в тюркском мире. В 2022 году 200 000 человек собрались вместе и вновь завоевали титул крупнейшего мероприятия, проводимого в Европе.

Действительно, эта инициатива, зародившаяся в Казахстане, стала настолько масштабным событием, что поражает мир. Следует отметить, что мы всегда рады и приветствуем казахстанцев, приезжающих на курултай. За эти годы нас посетили несколько министров Казахстана. Помимо этого, сколько людей интересуется и смотрит?! Забываю сказать, что после первой конференции, прошедшей в Венгрии, мы вместе с археологами, антропологами, историками, этнографами открыли фонд «Мадьяр Туран». Разумеется, мы занимались только научной работой. Позже мы добавили в наши ряды тех, кто занимается традиционными видами спорта, такими как садақ ату, жамбы ату, аударыспақ (стрельба из лука стоя, стрельба из лука на лошади, борьба всадников). Сегодня, помимо проведения конференции, мы проводим различные проекты совместно с другими братскими странами. В их числе Казахстан, с которым мы наладили тесное сотрудничество. Мы проводим там различные конференции и встречи. Например, совместно с акиматом Алматы мы провели международный этнофестиваль «Дух Великой степи» в археологическом парке «Боралдайсакские курганы». После этого мы организовали фестиваль «Мир кочевников» на территории этносела в Астане. Там нас познакомили с оружием и украшениями, которыми пользовались мадьяры в древности. На шоу кочевников мы использовали луки, копья и айбалту и произвели впечатление на толпу. Кроме того, у нас есть тесные связи с Узбекистаном, Кыргызской Республикой и Туркменистаном. Когда кыргызы впервые организовали Всемирные игры кочевников, мы поддержали их. В церемонии открытия участвовали 25 мадьяр верхом на лошадях. Тогда мы возглавили делегацию из почти восьмидесяти человек из Венгрии.

- В начале разговора, затронув тему Всемирных игр кочевников, Вы сказали, что история этого идет дальше. Можем ли мы сказать, что братья-кыргызы, начавшие Игры кочевников, находились под влиянием организации, которую Вы сначала организовали в Венгрии, и в конце концов реализовали эту инициативу?

- Можно и так сказать. На нашу курултай приехал министр спорта Кыргызстана. Тогда они выступили с инициативой: если вы продвигаете культуру кочевников в Европе, почему бы не продвигать ее и здесь. Установив с ними контакт и посоветовавшись, мы пришли к решению, что нам не следует соревноваться друг с другом, а давайте покажем встречу кочевников, культуры и спорта в Венгрии, а кыргызам следует организовать соревнования по родному спорту кочевников.  Вы понимаете разницу, да? Мы - родственные страны, не конкуренты. Если на курултае в Венгрии распространяется информация о происхождении, культуре и спорте народов, то в Играх кочевников, затеянных кыргызами, приоритет отдается только спорту. Принять участие в нем могут представители любых национальностей, интересующихся национальными видами спорта. Это большой спортивный праздник. Мы всегда поддерживаем энергичных профессионалов, которые организуют эти Игры. На все Игры мы привозим много спортсменов. В феврале этого года мы посетили Астану по приглашению представителей Министерства спорта Казахстана и организаторов. С марта мы работаем над формированием сборной Венгрии. У нас есть сильные спортсмены, преданные национальным видам спорта. Например, в нашей стране стрельбой из лука занимаются более пяти тысяч человек. Выбрать среди них сильнейшего было непросто. Отборочные конкурсы продолжались несколько месяцев. В итоге наша сильная команда уже сейчас готова отправиться в Астану.

- Сколько спортсменов Вы тренируете и привозите на Игры кочевников, которые начнутся в Астане через неделю? В каких еще видах спорта, помимо стрельбы из лука, вы участвуете?

- Мы привезем около пятидесяти спортсменов из Венгрии. Конечно, мы всегда хотим пригласить больше участников. К сожалению, количество квот по каждому виду спорта ограничено. Но мы не из тех, кто жалеет себя, мы стараемся выкладываться на тех соревнованиях, где мы сильны. Жаль только, что мы не можем соревноваться в кокпар на своих лошадях. Однако, мы сделаем все возможное, чтобы победить. Будем соревноваться по кокпар, всем видам борьбы, аударыс­пақ, жамбы, садақ ату, теңге ілу, всего 15 видов спорта.

- В конце интервью хочу задать еще один вопрос. Вы хорошо говорите по-казахски. Вы научились за то короткое время, когда приезжали в нашу страну?

- Я учился у своих друзей в Казахстане. Кроме того,  дома я самостоятельно занимался. Я много читаю. Я читаю казахские статьи, смотрю фильмы. Я хорошо понимаю, но не всегда получается бегло разговаривать. Причина в отсутствии практики. Я разговариваю только когда бываю в Казахстане. Вообще, мне нравится казахский язык. Красивый, мелодичный язык. Он очень близок мне, потому что в нашем языке есть много схожих слов. Мне удобнее говорить по-казахски, чем по-русски.

- Удачи! Спасибо за историю!

 

интервью

Алия Тлеужанкызы

turkystan.kz

перевод Qazalem