С этого года 3 сентября официально утверждено в нашей стране как День тазы и тобета и включено в перечень праздничных дней. Специалисты и заводчики тазы подняли вопрос о том, что порода этой стремительной собаки, считающейся одним из семи сокровищ казахского народа, находится под угрозой исчезновения. Мы побеседовали с членом общественного фонда «Национальный клуб охотников «Nomad» Абзал ДОСЫМАНОМ о проблемах в сфере кинологии.
– Тазы – это бесценное наследие, национальная ценность. Народ всегда относился к этим уникальным созданиям природы с особым уважением. Как начался ваш интерес к ним?
– Мое увлечение тазы началось еще в детстве. До семи лет я жил в отдаленном селе Екидин на священной Торгайской земле у своего деда по материнской линии Лекер Байбосынова. Там, в степях Байсакала, раскинувшихся вдоль реки Жетыкыз, я впитал в себя необъятный простор, чистоту природы и душевную щедрость людей. В этой среде, сохранившей все традиции казахского народа, я рос вместе со своим дедом, который пас овец, ухаживал за скотом и занимался их селекцией. Он был настоящим человеком степи. Когда наступал сезон охоты, он, забывая о сне, брал с собой 10–15 тазы и отправлялся в степь. Будучи рядом с дедом, я тоже начал интересоваться ими. Меня восхищали их чистота, природная грация, ум, преданность, выносливость и невероятная скорость. Эти собаки понимали деда с полуслова, следили за каждым его движением. Они были не просто животными – они были частью семьи.
Мне передалась любовь к слову с обеих сторон моей семьи. Мой дед по отцовской линии, Нурахмет Досыманов, был поэтом, который написал столько стихов, что из них можно было бы составить три книги, хотя он никогда не стремился их публиковать. А дед по матери, уходя утром в степь, всегда брал с собой книгу. Вечером, вернувшись домой и завершив все дела, он просил меня читать ему вслух. Именно так я познакомился с произведениями Мухтара Ауэзова, Ильяса Есенберлина, Габита Мусрепова, Кабдеша Жумадилова, Сайына Муратбекова, Калихана Ыскака, Акима Тарази, Абиша Кекилбаева, Тулена Абдикова. Особенно на меня произвела впечатление повесть Мухтара Магауина «Смерть тазы». Судьба Лашына снилась мне по ночам. Где теперь те люди, которые знают, как заботливо воспитывать и ценить?.. В этой повести есть строки, которые заставляют задуматься:
«Покойный Амир, отец Казы, был великим охотником. В его руках всегда были чистокровные тазы и кумай. Казахи издавна занимались селекцией охотничьих собак. Одна из них – знаменитая Бескара старика Мамая. Этот пес был невероятно крупным, похожим на тигра. В один год он в одиночку одолел тринадцать волков. В охоте на архаров, лис и зайцев ему не было равных. Мамай никогда не обменял бы его даже на пять кобыл с жеребятами. Позже умер и его потомок – көк тазы. Чувствуя свою смерть, он сбежал и исчез. Говорят, Мамай долго скорбел. Даже люди не оплакивают близких так горько. Бескара был великим псом. А теперь таких не осталось. Где теперь те, кто выращивал и тренировал таких собак?»
Сегодня эта проблема по-прежнему актуальна. Кровь тазы размывается, их становится все меньше. Мы не смогли по-настоящему сохранить эту национальную ценность. Эта мысль не давала мне покоя, и в 2012 году я начал заниматься разведением тазы. Когда я думаю о преданности сары тазы, умершей от тоски по хозяину, мне кажется, что мир неправильно расставляет приоритеты. Чем наша Лашын хуже знаменитого японского Хатико? Разве не она – истинный символ верности?
«Жылатып баурын тастың да,
Серпіген түннің түнегін
Қып-қызыл күннің астында
Сары тазы барын білемін.
«Сен кімсің?» – дейді,
сұрайды Ар
Тазының әлсіз үнімен.
Кеудемді менің бір ойлар
Шығады тырнап түнімен», –
говорит выдающийся поэт Есенгали Раушанов в Элегии «Сары тазы». Этот отрывок передает атмосферу раздумий, поиска смысла и внутренней борьбы, выраженной через образ тазы и природы.
– Вы много читаете художественную литературу. Кажется, что у вас особое чувство слова. Это тоже влияние воспитания в семье?
– Да, я с детства любил читать стихи. Мне особенно нравилось творчество Мухтара Шаханова, я знал многие его стихи наизусть. Когда я учился в пятом классе, он вернулся из Кыргызстана и проводил в Астане поэтический вечер «Возвращение на родину». Моя мама взяла меня с собой, дала письмо, попросив передать его поэту. Когда настал момент для вопросов из зала, я поднялся на сцену и передал письмо. Шаханов, прочитав его, сказал: «Пусть этот мальчик выйдет вперед, он знает мои стихи наизусть». Я поднялся на сцену и прочитал одно из его произведений. Люди аплодировали, а когда я спускался со сцены, ко мне подошли известные личности – Серик Абдрахманов, Мухтар Кул-Мухаммед, Куляш Шамшидинова – и дали мне благословение.
После этого я стал близко общаться с Шахановым. Благодаря ему познакомился с великими личностями – Расулом Гамзатовым, Евгением Евтушенко, Чингизом Айтматовым. Помню, как Чингиз-ага говорил: «В мире существует восемь типов художественного чтения» – и сам показывал, как это делается. Сегодня, вспоминая это, я понимаю, что это тоже часть истории…
– В воспитании тазы у каждого человека есть свои секреты. Какие методы использовал ваш дед?
– Дед с детства приучал щенков тазы спать на шкурах волка. Когда я спросил его о причине, он ответил: «Они должны привыкнуть к этому запаху, тогда, встретившись с волком в степи, не испугаются». Разве это не мудрость? Он всегда кормил их в меру, а в дни охоты даже ограничивал в пище, чтобы у них был охотничий азарт. Кроме того, он знал, как правильно тренировать их выносливость, делая из них непревзойденных охотников. Для тазы никогда не подавали ложных сигналов. Если мы начинали лгать, дед сразу нас ругал. «Не подавай сигнал, не увидев зверя, потому что если один раз обманешь тазы, в следующий раз он не поверит, даже если ты скажешь правду», — так он учил.
Тазы, привыкшие к охоте с моим дедом, сразу же приступают к работе. Самки тазы особенно чутко улавливают запахи. Сначала они находят след, а затем к ним присоединяются кобели. Ум тазы заключается в том, что она умеет перехитрить добычу. Просто быть быстрым недостаточно, чтобы поймать зверя – нужно проявить смекалку. Чтобы схватить стремительно убегающего зайца, лису, которая петляет по каменистой местности, или мощного волка, требуется особая ловкость. Поэтому я против приучения собак к приманке. Во-первых, это лишь обман с помощью шкуры, а во-вторых, это не развивает никаких охотничьих навыков.
На окраине города у меня есть специальное место для содержания тазы. В выходные дни я сажусь на коня, беру своих собак и отправляюсь на прогулку на свежем воздухе. Выезжаю на охоту. Но я против того, чтобы брать в руки ружьё и стрелять. У степи есть свои законы. Охота – это наследие наших предков, аристократическое искусство, которое нельзя осквернять. Если ты действительно охотник, выходи на охоту с тазы или беркутом. Выведи выносливую тазы, возьми на руку ловкого беркута – вот тогда это будет настоящая охота. Недаром наши предки говорили: «Не каждая собака – тазы, не каждое мясо – казы».
Мой дед был искусен не только в воспитании детей, но и в дрессировке животных. Охотиться можно не на любой лошади, а только на специально подготовленной, быстрой и выносливой. Вся суть казахского охотничьего искусства заключена в одной лишь строчке из стихотворения Абая «Когда снегопадом покрыта степь, охотник с беркутом выходит в поле». Сказать что-то большее трудно.
– Охота – это целая школа, передаваемая от предков. Разве она не прервалась?
– Когда я посмотрел фильм «Биржан сал», сценарий которого написал известный писатель Таласбек Асемкулов, а режиссёром и актёром был Досхан Жолжаксынов, я испытал сильные эмоции. Это выдающееся произведение, поднявшее престиж национального кино, глубоко запало в сердца зрителей. Фильм начинается с захватывающей сцены, вызывающей сильные чувства и заставляющей задуматься. В бескрайней белоснежной степи Биржан и его спутники преследуют огромного волка, натравливая на него тазы. Они скачут на лошадях, свободные, словно дикие мустанги, наслаждаясь безмятежной жизнью в степи. Природа находится в периоде «мизамкөк» – золотой осени, и это состояние будто отражает внутренний мир Биржана.
Но вдруг раздаётся выстрел. Волк падает, сражённый единственной пулей. Увидев, как зверь корчится в крови, Биржан замирает в оцепенении. Он чувствует, что надвигается что-то страшное. Это стреляли царские солдаты. Осознав, что это не их метод охоты, Биржан и его спутники разворачиваются и уходят. Одной этой сценой режиссёр передал глубочайший смысл.
– Какие меры принимаются на государственном уровне для популяризации тазы? С чего нам следует начать?
– Сегодня научно доказано, что казахские тазы имеют 3000-летнюю историю. В прежние времена их включали в приданое дочерей богатых казахов. В годы голода одна тазы могла прокормить целую деревню. До сих пор сохранилась традиция дарить почётным гостям тазы. Сам Президент страны продолжает этот обычай, преподнося почётным гостям этих собак.
В нашей стране была проведена масштабная работа по сохранению и увеличению численности казахских тазы и тобетов. По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева Правительство и соответствующие министерства взяли на себя эту задачу. В результате был принят специальный закон, направленный на защиту, изучение и международное признание казахских пород собак.
Под руководством Президента депутаты, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, а также Комитет лесного хозяйства и животного мира совместно разработали законопроект. Этот закон вступил в силу 1 июля 2023 года.
«Мы должны познакомить мир с этими уникальными породами. Тазы требуют особого ухода и заботы, поэтому мы приняли специальный закон», – отметил Глава государства.
Казахский народ с древних времён жил в гармонии со степью, понимал её язык и дух. Вся его жизнь была связана с законами природы. Наши предки, защищая свою родину и честь, оставили нам в наследие богатую культуру, в том числе и искусство охоты. Конечно, многие народы занимались охотой, но казахская охота особенная – она подчиняется строгим законам степи. Для настоящего охотника главное не оружие, а тазы и беркут. Эти животные охраняли людей и скот от хищников и были неотъемлемой частью казахской охотничьей культуры. После обретения независимости Казахстаном было реализовано множество проектов, направленных на сохранение национальной идентичности. При поддержке Министерства иностранных дел были организованы международные фотовыставки «Тазы – обгоняющий ветер» в столицах Финляндии и Турции. Эти мероприятия широко освещались в отечественных и зарубежных СМИ и принесли положительные результаты.
– Недавно был учреждён День Тазы и Тобета. Как вы к этому относитесь? Как можно повысить значимость этого дня?
– Да, теперь 3 сентября официально отмечается как День Тазы и Тобета. Это решение приняло Министерство экологии и природных ресурсов. Главная цель праздника – сохранить национальные ценности, увеличить численность казахских пород собак и популяризировать их на международном уровне. За этим днём стоит не просто дань уважения тазы и тобету. В этом празднике отражается национальный код, наследие предков, мужество степных воинов, традиции и уклад жизни казахского народа. Он символизирует историю казахской охоты, в которой отразились стойкость, смелость и преданность степи. В рамках сохранения и развития этих пород было реализовано множество инициатив. Например, организованы специальные мероприятия по разведению тазы, а также усилены меры по их защите. Этот день должен стать не просто датой в календаре, а настоящим праздником национальной гордости, напоминая нам о величии нашего наследия. В основе этого лежит национальный код, наследие предков, истинная храбрость, смелость, упорство, отличающие мужчин, воспитание и наставления, столкновение с дикими зверями в бескрайних степях, устоявшийся с древних времен образ жизни, традиции и история национального охотничьего искусства.
В направлении сохранения и развития казахских пород тазы и тобет была проведена значительная работа. В частности, в 2023 году Президент Касым-Жомарт Токаев подписал специальный закон о сохранении казахских пород собак. Правительство реализует мероприятия, направленные на сохранение их генетической чистоты и поддержку их размножения. 3 сентября прошлого года Международная кинологическая федерация (FCI) официально признала казахскую породу тазы. Кроме того, организация «Qazpatent» объявила о патентовании казахской тазы.
В ближайшее время планируется организация лекций и семинаров об истории происхождения тазы и тобета, проведение выставок и международных кинологических соревнований. Также запланированы культурные фестивали, посвященные популяризации казахских пород собак. Этот праздник станет важным шагом в деле сохранения национального наследия, его продвижения на международном уровне и передачи будущим поколениям.
— Спасибо за беседу.
Беседовал – Куаныш НУРДАНБЕКУЛЫ,
«Egemen Qazaqstan»
Перевод - Qazalem